Главная
Об институте
Направления
 исследований
Проекты
Научные
 семинары
Статистика
 и аналитика
Издания
Партнеры
Пресс-центр
Статьи
Комментарии
Пресса о нас
Карьера у нас

ЭС-2020

ЭС-2030

 
Старая версия сайта

Поиск  На главную  Карта сайта  Контакты

    Статьи - Мифы и реальность стратегии

А.И. Громов — заместитель Генерального директора по науке
(ж. "Энергетика сегодня", № 1 (7), март 2010 г.)

Поскольку единственным официально утвержденным стратегическим документом, содержащим проект развития газовой отрасли страны на долгосрочную перспективу, является Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (далее — ЭС-2030), сомнения и надежды российского газового сектора есть смысл соотносить именно с этим документом

Итоги 2009 года не оправдали ожиданий. Добыча природного газа в стране снизилась до уровня 2000-го, а экспорт в страны Европы — почти на четверть. Таким образом, всего лишь за год ключевые производственные показатели российской газовой отрасли откатились на восемь лет назад. Безусловно, негативное влияние оказал и мировой экономический кризис, и конфликт с Украиной в начале года. Да, конечно, в 2010-м и добыча, и экспорт будут расти, следуя за восстановлением российской и мировой экономики. Но сегодня будущее российской газовой отрасли во многом зависит от преодоления неопределенности и минимизации рисков в части перспектив внешнего спроса на российский природный газ, ценовых ожиданий на внешнем и внутреннем рынках, транзита центральноазиатского газа через территорию России. При этом риски внешнего спроса и ценовых ожиданий являются наиболее высокими. Перспективы транзита — во многом политический вопрос, который можно разрешить при разумной гибкости политических решений, поэтому степень риска по транзиту оценивается как средняя. Также вполне предсказуема и траектория научно-технического прогресса в отрасли, которую можно отследить и адекватно учесть в развитии российской газовой промышленности.

Спрос и цены

Расчеты спроса и цен для ЭС-2030 формировались на основе представлений о будущем мировой газовой отрасли в 2005-2007 годах и отталкивались от базовых трендов того периода - сокращения собственной добычи газа в Европе и неизбежного роста импорта голубого топлива в регион; ожидаемого бума производства СПГ и его поставок в США, Европу и страны АТР; роста спроса на газ в Китае; сохранения традиционной формулы цены на газ в условиях устойчивого роста цен на нефть, который должен был обеспечить высокий средний уровень региональных цен на газ.

Что сегодня? В Европе действительно происходит стремительное падение собственной газодобычи, однако существенного роста импорта газа не происходит. Европейская энергетическая программа "20-20-20" призвана к 2020 году обеспечить 20%-ное сокращение выбросов СО2, 20%-ный рост энергоэффективности европейской экономики и доведение доли ВИЭ в топливно-энергетическом балансе региона до 20%, что стимулирует энергосбережение и энергоэффективность, а также максимально возможное развитие ВИЭ в регионе. Наряду с этим Европа стремится создать конкуренцию среди поставщиков газа в регион, обезопасив себя от чрезмерной зависимости от одного поставщика. Важнейшим рычагом для реализации такой политики служит принятие и реализация так называемого Третьего энергетического пакета, который фактически закрывает энергетическим компаниям-монополистам из третьих стран дорогу на европейский рынок.

Бум СПГ действительно состоялся, но география его поставок радикально меняется из-за США, где добыча сланцевого газа наконец-то стала экономически значимой, что привело к отказу американцев от дополнительных объемов импорта СПГ. В этих условиях производители СПГ (Катар и др.) переориентировали свои поставки на другие регионы, в частности на Европу.

Китай за последние годы еще больше запутал потенциальных поставщиков газа в Поднебесную. Договорившись практически со всеми потенциальными экспортерами, включая Россию, о максимальных объемах поставок, совокупный объем которых более чем вдвое превышает ожидания спроса на импортный газ в стране, Китай фактически реализовал только проект газопровода из Туркменистана, запущенный в конце 2009 года, и то не на полную мощность. Перспективы других проектов по-прежнему туманны.

Наконец, цены. Привязка российских экспортных контрактов к цене на нефть с лагом в 6-9 месяцев в условиях кризиса сыграла злую шутку с "Газпромом". На фоне обвала спотовых цен на газ и снижения цен на СПГ российский сетевой газ по итогам 2009-го оказался самым дорогим в мире. В этой связи неудивительно, что его закупки в Европе резко сократились.

Таким образом, наблюдаемое сегодня изменение трендов развития региональных газовых рынков требует переоценки российских экспортных и ценовых ожиданий. Отказ США от закупок СПГ, обвал цен на сжиженный газ и рост конкуренции поставщиков газа как на традиционном для России европейском рынке, так и в Китае и странах АТР приводит нас к пониманию, что российские экспортные ожидания, заложенные в ЭС-2030, существенно завышены.

Транзит — полная перезагрузка

Неопределенность с транзитом нужно рассматривать как на Западе, так и на Востоке. Все эти вопросы в принципе могут быть разрешены на политическом уровне уже сегодня. При этом, принимая во внимание отношение к России Виктора Януковича, ситуация в Центральной Азии выглядит гораздо более тревожной, чем на Украине.

Сегодня за Центральную Азию развернулась настоящая борьба Европы, Китая и России, в которой мы, к сожалению, явные аутсайдеры. На фоне строительства газопровода из Туркмении в Китай Россия никак не может начать реализацию проекта Прикаспийского газопровода, который бы позволил расширить пропускную способность трубы на российском направлении, что создает риск стагнации будущих закупок центральноазиатского газа российской стороной.

Развитие технологий

На уровне технологий, прямо или косвенно затрагивающих будущее газовой отрасли, в настоящее время существует три наиболее важных неопределенности - перспективы добычи сланцевого газа и угольного метана в Европе и Китае; пределы развития ВИЭ в Европе; технологические перспективы добычи газа и производства СПГ в Арктике.

Перспективы добычи сланцевого газа в Европе не такие радужные, как в США, в силу специфики ресурсной базы и особенностей землепользования Старого Света. В Китае же, наоборот, возможности добычи газа угольных пластов и сланцевого газа довольно высоки, что в принципе делает потенциально неустойчивыми ожидания спроса на природный газ в этой стране. При соответствующем развитии технологий Китай может, по примеру США, и вовсе отказаться от импорта природного газа либо сильно его снизить.

Развитие ВИЭ в Европе в последние годы получило очень широкое распространение в связи с новой европейской энергетической политикой, а также с высокими ценами на закупаемые традиционные энергоносители - нефть и газ. Если высокие цены на нефть сохранятся в долгосрочной перспективе, то развитие ВИЭ в Европе будет продолжаться. Если цены упадут, то возможности развития "зеленой" энергетики в регионе существенно сузятся, поскольку удельные затраты на развитие ВИЭ сегодня значительно выше затрат на развитие традиционной энергетики.

Наконец, технологии работы отрасли в Арктике имеют критическую значимость для России. Сегодня себестоимость добычи газа на Штокмановском месторождении и на шельфе Ямала существенно превышает текущие цены на газ в Европе, которая рассматривается в качестве потенциально основного потребителя газа российской Арктики. Пока существенного удешевления арктических технологий для газовой отрасли не просматривается, что откладывает вопросы освоения Штокмана и других проектов на шельфе арктических морей на неопределенную перспективу.

Повестка для России

Фактически угроза сужения экспортных возможностей для российской газовой отрасли требует переосмысления стратегической линии ее развития - от преимущественно экспортной ориентации к внутреннему потребителю, который, как показывает практика, готов и далее закупать газ даже в условиях кризиса и постоянного роста внутренних цен.

Кроме того, целесообразно самым активным образом развивать газопереработку и газохимию экспортного значения, что в условиях сжатия внешнего спроса на топливный газ может компенсировать потери от уменьшения его продаж за рубеж за счет реализации на экспорт более дорогой газохимической продукции.

Следует самым тщательным образом пересмотреть перечень инвестиционных проектов в отрасли, с тем чтобы не распылять имеющиеся финансовые ресурсы на все проекты сразу, а сосредоточить свое внимание на наиболее значимых проектах в текущих внешних и внутренних условиях. На деле это означает отказ от некоторых экспортных трубопроводных проектов, реализация которых крайне сомнительна с экономической точки зрения (проект "Южный поток"), а также крайне осторожную инвестиционную политику в части освоения Арктики, время которой, видимо, еще не пришло.

В свете текущей ситуации с ценами на российский газ целесообразно изменить принципы формирования долгосрочных экспортных контрактов, предусмотрев более гибкие условия ценообразования с возможной привязкой к спотовому рынку газа, а также отказ от принципа "бери или плати".

Наконец, необходимо повысить гибкость российской внешней энергетической политики в отношении как потребителей российского газа, так и стран-транзитеров. Только при условии соблюдения интересов всех трех составляющих газовой цепочки (поставщик — транзитер — потребитель) возможна реализация проектов по созданию евразийской газотранспортной системы. Таким образом, долгосрочный проект развития российской газовой отрасли, заложенный в ЭС-2030, может быть реализован только при существенной корректировке российской энергетической политики в газовой сфере.

 

109028, г. Москва, Яузский бульвар 13, стр. 3, офис 10. Тел./факс: (495) 698-5234.
Е-mail: ies2@umail.ru, guies@guies.ru
© Институт энергетической стратегии (ГУ ИЭС)