В.В. Бушуев Генеральный директор ГУ ИЭС (ИА "Накануне.RU", 21.04.2009 г.)
Сегодня Россия и Китай подписали соглашение о сотрудничестве в нефтяной
сфере. Теперь Китай выдаст российским компаниям кредиты на 25 млрд долларов,
а те построят ответвление от нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий
океан" (ВСТО) в Поднебесную и будут снабжать страну нефтью в счет
долга. Договор заключен на 23 года. Ожидается, что завершение строительства
ВСТО и его ветки в Китай позволит активизировать пуск месторождений Восточной
Сибири. В свою очередь, китайцы будут не прочь начать скупать восточносибирские
энергоактивы в России, коль скоро основа сотрудничества заложена. Об этом
– читайте в интервью нашего эксперта, главы Института энергетической
стратегии, экс-замминистра топлива и энергетики РФ Виталия Бушуева,
которое он дал Накануне.RU.
Вопрос:
Сегодня Россия и Китай заключили соглашение о сотрудничестве
в нефтяной сфере. В Китае его уже назвали революционным.
Что оно означает для нас, что оно означает для Китая?
Виталий Бушуев: Если не уделять внимания
пафосности названия этого документа, до это, действительно,
знаковое соглашение, которое готовилось достаточно давно.
Подписано оно только сейчас, и факт его подписания на сегодняшний
день означает, что страны в условиях финансового и частично
энергетического кризиса понимают, что выход из этой ситуации
может осуществляться только на базе совместных стратегических
решений. Этот документ означает, что Китай заинтересован
в энергетическом сотрудничестве с Россией не только на уровне
слов, но и в виде конкретных решений по поставкам топлива
и строительству отводов нефтепровода. Естественно, Китай
со своей стороны готов это поддержать финансово, выделяя
соответствующие кредиты. Отмечу, что в условиях, когда наши
западные партнеры начинают "испрашивать назад"
займы, которые они давали в свое время, Китай, наоборот,
перехватывает инициативу и выдает кредиты нашим компаниям
– "Транснефти" и "Роснефти" – для того,
чтобы финансово закрепить отношения. "Транснефть"
будет строить ответвление за счет этих денег, а "Роснефть"
при этом знает, что деньги оплачены за будущие поставки
нефти, то есть рынок нам гарантирован.
Вопрос: То есть, получается, возвращать
кредиты в 25 млрд долларов мы будем поставками нефти по
построенному ответвлению в Китай нефтепровода ВСТО?
Виталий Бушуев: Да, именно так.
Вопрос: Насколько могут затянуться
сроки строительства ВСТО в связи с кризисом или теперь такой
проблемы не будет?
Виталий Бушуев: Именно это соглашение
позволяет не затягивать сроки, а, имея инвестиции, продолжать
реализацию в запланированное время. Это не реакция на кризис,
а путь преодоления финансового кризиса.
Вопрос: Ранее это соглашение между
нашими странами уже срывалось. На Ваш взгляд, почему это
происходило?
Виталий Бушуев: Китай, как и Россия,
медленно запрягает для того, чтобы потом быстро ехать. В
Китае очень долго обсуждались ценовые вопросы – на каких
условиях российские сырьевые активы могут туда пойти, мы
тоже не форсировали вопрос, не зная, будет ли выгодно это
российским компаниям. Вопрос был в цене. Сейчас удалось
договориться об этой предстоящей цене, она не такая сверхъестественная,
как в 2007 году, теперь условия более приемлемые, они связаны
со средней ценой на уровне 60-70 долларов за баррель.
Вопрос: Китай ведет довольно активную
политику по приобретению энергоактивов в мире. Можно ли
ожидать начала этого процесса и в России?
Виталий Бушуев: Конечно, это первый
"камушек" для того, чтобы "застолбить"
свое участие в освоении восточносибирских и якутских месторождений
со стороны Китая. Вначале они, естественно, не претендуют
на владение этими запасами, но я вполне допускаю, что завтра
вслед за этим пойдет запрос на покупку лицензий и освоение
российских месторождений. И если мы открываем наши западные
месторождения для инвесторов с Запада, то в Восточной Сибири
сам бог велел не отказываться от китайских инвестиций.
Вопрос: Насколько этот процесс будет
активным и эффективным?
Виталий Бушуев: Я считаю, что Китай
ведет достаточно мудрую долгосрочную энергетическую политику
– ведь они приобретают такие активы не только в России,
но и на Ближнем Востоке, в Африке, в Латинской Америке.
Они отовсюду хотят получить гарантированные условия для
поставки энергоресурсов, понимая, что такие ресурсы ими
будут востребованы в долгой перспективе.
Что касается российских ресурсов, на которые
они претендуют, то я не думаю, что это даст масштабный эффект,
потому что Китай нельзя прокормить поставками топлива извне
– они сегодня ведут активную работу по использованию своих
угольных месторождений, получения жидких углеводородов,
они ведут работу по диверсификации и поставок, и более глубокому
изучению своих собственных ресурсов. Это стремление не "ставить
на одну лошадку", а использовать все возможности для
пополнения своего баланса.
Но кормиться только ресурсами из России они,
конечно, не будут – из соображений национальной безопасности.
Да и мы не в состоянии обеспечить такие огромные потребности
Китая, а им нужно 300 млн тонн нефти в год.
Вопрос: А какие китайские компании
в первую очередь придут на восточносибирские месторождения,
будут ли там частные компании?
Виталий Бушуев: В Китае одна наиболее
активная компания – Национальная компания Китая. Я не думаю,
что частные компании смогут прийти на освоение ресурсов
в Россию. Сегодня идет крен на национализацию нефтегазового
бизнеса, и Китай, в первую очередь, ориентируется на деятельность
своей государственной компании.
Вопрос: В свою очередь, насколько российским
компаниям интересно ведение бизнеса в сфере энергетики в
Китае? Например, заявлялось о возможном открытии нефтеперерабатывающих
заводов. Почему в Китае, почему опять не у нас?
Виталий Бушуев: Тут вмешиваются две
проблемы – национальной безопасности и экономики. С точки
зрения экономической ситуации нам выгодно строить НПЗ у
себя и поставлять им уже нефтепродукты. Но получить зависимость
от поставок конечного продукта для Китая – невыгодно с точки
зрения национальной безопасности. Поэтому китайцы настаивают
на том, чтобы мы поставляли им сырье, а НПЗ будут строиться
на их территории.
Впрочем, нам это, может, и выгодно с технологической
точки зрения. Строить НПЗ на нашей территории, получать
моторное топливо здесь и всю "грязь" оставлять
на НПЗ здесь, а потом поставлять чистые энергоносители за
рубеж – это не лучший вариант с точки зрения экологии.
Вопрос: Вы уже отметили, что потребности
Китая в нефти мы обеспечить не сможем, но можно ли ожидать
существенного увеличения доли экспорта российской нефти
в Китай теперь?
Виталий Бушуев: Существенно, если брать
в сравнении с сегодняшними поставками (а это порядка 5-6
млн тонн в год), то, конечно, да, ожидать можно. Я считаю,
что мы доведем поставки нефти в Китай до 20 млн тонн в течение
ближайших десяти лет. Но перспектив для поставки туда более
40-50 млн тонн в обозримом будущем не просматривается. Речь
будет идти максимум о 7-8% от китайского импорта.
Вопрос: Вы уже говорили об избранной
Китаем тактике диверсификации энергопотоков. Насколько это
себя оправдывает, на Ваш взгляд?
Виталий Бушуев: Диверсификация энергопотоков,
безусловно, необходима. Я не думаю, что они, например, из
Венесуэлы будут привозить нефть, хотя из Африки – это реально.
Ресурсы им нужны для повышения капитализации своих компаний
и для замены одного товара другим. То есть, они за счет
венесуэльской нефти могут поставлять дополнительные ресурсы
в США, при этом высвобождается поток с Ближнего Востока,
который направляется в Китай.
Они ведут нормальную политику диверсификации,
но у них есть главная опасность – если они до последнего
времени считали, что будут работать только на привозной,
внешней нефти, то сейчас стали активно развивать переработку
своих собственных энергресурсов.
Вопрос: В этой связи как бы оценили
необходимость диверсификации газовых потоков и как бы прокомментировали
заявление Медведева о необходимости изменения Энергетической
хартии?
Виталий Бушуев: Что касается диверсификации
газовых потоков, то эта проблема – повсеместная, она актуальна
для России, стран Центральной Азии как производящих стран,
так и для стран потребляющих. Этот вопрос будет решаться
комплексно, в том числе, с развитием транспортных магистралей.
Я не вижу ничего сверхъестественного, если будет реализован
проект "Набукко" – важно не пытаться все затащить
на свою территорию, а надо попытаться участвовать в освоении
месторождений других стран. Главное – не коридор, а ресурсы
газа.
Что касается замены Энергетической хартии,
то эта проблема назрела давно, свою политическую роль та
хартия, которая была принята в начале 90-х годов, уже сыграла.
Тот договор, который планировался к подписанию и который
должен стать обязательным документом, закреплял одностороннее
преимущество в части свободы доступа к нашим ресурсам и
несвободу доступа к распределительным сетям, где формируется
основная маржа. Поэтому, естественно, Россия не ратифицировала
этот договор и предлагает что-то взамен. Не думаю, что наши
предложения "на ура" будут встречены всеми – предстоит
долгий переговорный процесс. Но надо добиваться согласования
интересов всех сторон – и производителей, и потребителей,
и транзитеров.
|