Главная
Об институте
Направления
 исследований
Проекты
Научные
 семинары
Статистика
 и аналитика
Издания
Партнеры
Пресс-центр
Статьи
Комментарии
Пресса о нас
Карьера у нас

ЭС-2020

ЭС-2030

 
Старая версия сайта

Поиск  На главную  Карта сайта  Контакты

    Комментарии - "Транснефть" и "Роснефть" поучаствуют в проекте "Самсун — Джейхан"

РБК daily, 20.10.2009 г.

Вчера в Милане итальянская Eni, турецкий Calik Holding и российские "Транснефть" и "Роснефть" подписали меморандум о взаимопонимании по проекту строительства трубопровода "Самсун — Джейхан", который позволит транспортировать каспийскую нефть в обход Босфора. Таким образом, проект получил поддержку правительств трех стран: документ подписали вице-премьер России Игорь Сечин, министр экономразвития Италии Клаудио Скайола и министр энергетики Турции Танер Йылдыз. Игорь Сечин заявил, что Россия в дальнейшем рассматривает возможность участия не только в прокладке нефтепровода, но и строительстве нефтеперерабатывающего завода в Джейхане, а также в маркетинге поступающей продукции. Чуть ранее он сообщил, что интерес к поставкам нефти по трубопроводу проявляет и другая отечественная компания — ЛУКОЙЛ.

Комментарий ГУ ИЭС

Совместное заявление представителей властей России, Турции и Италии и подписанный компаниями этих стран меморандум о взаимопонимании в отношении участия российских компаний в проекте нефтепровода "Самсун — Джейхан" — очень важное для российской нефтяной отрасли событие.

Нельзя говорить, что, подписав этот меморандум, Россия пошла на уступки. Документ не устанавливает никаких юридических обязательств для сторон. Таким образом, Россия получает на руки несколько козырей, не давая никаких обещаний кроме обещания проработать вопрос создания совместного предприятия с Eni и Сalik Holding.

И козыри эти таковы.

  1. Россия получает возможность организовать дополнительный канал экспорта нефти, надёжность которого является весьма высокой, и может быть поставлена под вопрос только в случае существенных политических разногласий с Турцией, что в настоящий момент выглядит маловероятным.
  2. Также Россия теперь имеет средство давления на Грецию и Болгарию, которые (особенно Болгария) затягивают работу по нефтепроводному проекту "Бургас — Александруполис".
  3. В дальнейшем в зависимости от позиций Турции, Болгарии и Греции Россия сможет выбрать, в каком проекте ей выгоднее участвовать, в балканском или турецком. Теперь Греция и Болгария с одной стороны и Турция — с другой являются конкурентами в борьбе за российский выбор, и в их интересах будет предложить России наилучшие условия сотрудничества.
  4. Одновременно с подписанием меморандума Турция дала согласие на прокладку газопровода "Южный поток" в своих водах, что исключило необходимость вести переговоры на эту тему с таким сложным партнёром как Украина.

Другим участникам проекта — Турции и Италии сотрудничество с Россией выгодно, поскольку она может профинансировать часть проекта и обеспечить загрузку трубопровода нефтью. Также подобное сотрудничество способствует созданию и укреплению благоприятного политического и экономического климата между этими странами.

Таким образом, меморандум является выгодным для всех сторон, и в первую очередь для России. Она не могла остановить реализацию этого нефтепроводного проекта, конкурирующего с продвигаемым ею трансбалканским. Так почему бы тогда не поучаствовать в выгодах, который приносит турецкий вариант?

Эксперт-аналитик ГУ ИЭС
Илья Соловьёв

 

109028, г. Москва, Яузский бульвар 13, стр. 3, офис 10. Тел./факс: (495) 698-5234.
Е-mail: ies2@umail.ru, guies@guies.ru
© Институт энергетической стратегии (ГУ ИЭС)