Главная
Об институте
Направления
 исследований
Проекты
Научные
 семинары
Статистика
 и аналитика
Издания
Партнеры
Пресс-центр
Статьи
Комментарии
Пресса о нас
Карьера у нас

ЭС-2020

ЭС-2030

 
Старая версия сайта

Поиск  На главную  Карта сайта  Контакты

    Комментарии - Договор РФ и Китая по нефти – колоссальная ошибка

А.И. Громов — заместитель Генерального директора по науке
("Newsland", 30.06.2009 г.)

О перспективах российской и мировой энергетической политики мы беседуем с генеральным директором Фонда национальной энергетической безопасности Константином Симоновым.

- Как вы оцениваете "сделку века" по поставке в Китай 300 миллионов тонн российской нефти за $100 миллиардов в течение 20 лет?

Константин Симонов: По нескольким причинам я оцениваю эту сделку крайне негативно. Причина первая в том, что цена этой сделки вызывает удивление, даже несмотря на то что Китай выдал нам льготный кредит по очень низкой ставке. Когда мы говорим о перспективе в 20 лет, то совершенно однозначно у нефти гораздо больше шансов быть дорогой, чем дешевой. Я бы назвал три фундаментальных предпосылки для роста цен. Первая - рост народонаселения Земли. Вторая - исчерпание старых месторождений. Оно идет очень активными темпами, поэтому, несмотря на большое количество нефти, себестоимость ее добычи достаточно высока. И это очень сильный аргумент. Все говорят, что ниже $75 - $80 за баррель нет смысла вкладываться в новые проекты, например? в шельфы Африки, и переходить к новым видам углеводородов, таким, как, скажем, unconventional gas, находящийся в угольных шахтах. Да, его хорошо добывать, когда цена комфортная, да, сейчас бум этого газа, но при цене ниже $30 за баррель никто этого делать не станет. Чтобы добыча была рентабельной, нужна достаточно высокая цена нефти. Чтобы идти на шельф или в пески, нужно, чтобы цена была не ниже $80 за баррель. И третья предпосылка - это экология. Чем выше экологические требования к энергетике, тем дороже ее стоимость. В том числе и продуктов нефтепереработки.

Таким образом, совершенно очевидно, что у нефти гораздо больше шансов стоить дороже $100, чем ниже $50. И, если цена контракта действительно составляет $45 за баррель, я считаю, что это очень опасно. Было глупо подписывать договор по какой-то фиксированной цене, нужно было привязать цену как минимум к Роттердамскму порталу. Если мы хотим продавать нефть в Китай, это будет иметь смысл только в том случае, если стоимость портала будет равновеликая. Я имею в виду цену в Роттердаме и Дацине. А если стоимость нефти в Дацине будет в два раза ниже, чем ее стоимость в Роттердаме, то зачем нам тогда торговать. Это первый момент.

А второй момент - то, что фактически эта сделка означает постепенный уход России с европейского рынка. Что бы там ни говорила наша великая стратегия, страна вступила в фазу пика добычи. Серьезного ее роста в ближайшие 25 лет ожидать, к сожалению, не приходится. Все эти миллионы тонн придется снимать с европейского направления экспорта, что означает постепенную переориентацию нашей энергетической политики и политическую перенастройку на Китай.

В этом плане я не вижу здесь и диверсификации рынка. Дело в том, что она хороша, когда у вас растет добыча и вы отправляете продукцию на новый рынок, имея возможность перебрасывать его туда. Но когда добыча падает, а вы имеете гарантированный рынок и уходите с него, то тем самым вы освобождаете площадку для своих конкурентов. Это плохая стратегия. Но так и получится: мы уйдем с дорогого рынка на более дешевый. Абсурд. Тем более что Китай будет иметь и другие источники получения нефти и все время будет нас этим шантажировать.

Поэтому я думаю, что это решение, как минимум, недальновидно.

Комментарий ГУ ИЭС

Резкое суждение о сделке между Россией и Китаем вызывает определенную настороженность. Прежде всего, в среднесрочной и долгосрочной перспективе в России ожидается рост объемов нефтедобычи. Так, согласно существующим прогнозам, добыча нефти в России, несмотря на некоторое снижение в период до 2013-2015 гг., к 2030 г. превысит уровень в 530 млн. т в год. Причем практически весь прирост придется на Восточную Сибирь и Дальний Восток. Если в настоящее время в этих регионах добывается около 14,5 млн. т нефти в год, то к 2030 г. уровень добычи превысит 100 млн. т в год или 20% от общего объема добычи российской нефти. При этом произойдет снижение добычи в традиционных нефтедобывающих регионах - в Западной Сибири, Поволжье и на Урале. В результате возникает достаточно острый вопрос транспортировки нефти, добываемых в "новых" регионах. Её поставка на европейский рынок выглядит нецелесообразной и является экономически невыгодной, несмотря на более высокий уровень цен, по сравнению с китайским рынком. Получается, что в данном случае речь вовсе не идет о снятии экспортных объемов нефти с европейского направления и их переориентации на Китай. В действительности, это освоение нового рынка за счет "новых" регионов нефтедобычи. Также не следует забывать и о геополитической составляющей подписанного контракта. В лице Китая Россия получает еще один "гарантированный рынок" реализации своей продукции. Необоснованно острыми выглядят опасения возможного "шантажа" со стороны Китая: ведь и Европа, являющаяся "гарантированным рынком" для России в настоящее время, имеет множество вариантов альтернативных поставок: Ближний Восток, Северная и Экваториальная Африка, Норвегия. Вопрос цены контракта также требует более взвешенного отношения. Во-первых, достоверно не известны все условия заключенного соглашения. Во-вторых, сам принцип фиксированных цен не является недостатком. В настоящее время мы наблюдаем высокую волатильность мировых цен на основные энергоносители, которую позволяет избежать принцип заранее договоренных цен. Таким образом, достигнутое соглашение России и Китая является скорее стратегическим достижением, нежели ошибкой России.

- Каковы перспективы энергетических взаимоотношений с Украиной? Существует возможность возобновления газовых войн?

К.С.: Вероятность этого высока по той простой причине, что газовая война может оказаться выгодна достаточно многим участникам конфликта. В Европе сложилось антироссийское лобби во главе с председателем Европейской комиссии Баррозу, которое весь последний год делает ставку на то, чтобы разорвать наши энергетические отношения с Украиной и Европой. Это официальная точка зрения Еврокомиссии: зависимость от России критическая, мы для них ненадежный партнер и используем трубу как энергетическое оружие. Это при том, что зависимость газового рынка Европы от России составляет лишь 25%. Да, она большая, но явно не критическая. Поэтому для Брюсселя газовая война - это еще одна возможность заявить о том, что Россия опасна, прекрасный аргумент, чтобы сказать - все, теперь мы с Россией дел иметь точно не будем, нам нужна эффективность 20-20-20, управляемые виды энергии и так далее. Такая политика очень опасна для Европы, ну и для нас, конечно. Если Россия перекроет транзит, Европа моментально заявит о том, что она занимается грабительством и шантажом.

Двадцать третьего марта Европа подписала декларацию с Украиной о том, что входит в украинскую ГТС и гарантирует ее бесперебойное функционирование. За прошедшие три месяца Украине не выделили ни копейки, и на прямые предложения России оплатить задолженность Украины в пропорции 50/50 было категорически отказано.

Это означает, что Баррозу и его интеллектуальные партнеры ждут от России очередного перекрытия трубы, чтобы бить по нам из всех орудий. Кстати, Россия пытается пойти на определенные уступки, и это достаточно важный с нашей стороны шаг. Так, мы внесли $2,2 миллиарда в счет предоплаты российского газа до конца первого квартала 2010 года. Это очень значимая вещь, потому что не известно, что будет с "Нефтегазом", - фактически мы передали большую сумму компании, которая может обанкротиться в любой момент. Европа, в свою очередь, отказалась внести остаток суммы. Цена вопроса хорошо известна, но почему мы должны все время платить за Украину? Баррозу говорит о том, что да, они берут ответственность, но, как только становится вопрос конкретных действий, сразу все меняется. Украине необходимо закачать 12 миллиардов кубов, чтобы обеспечить бесперебойное функционирование зимой, и на это, по итогам третьего квартала, нужно $3,8 миллиарда. На сегодняшний день заплатили больше половины, осталось заплатить европейцам, что они делать отказываются.

В общем, ситуация выглядит довольно тревожной. Второе отключение с точки зрения имиджа для России будет драматичным решением.

- А у этой проблемы вообще есть решение?

К.С.: Решение может быть одно: европейский бизнес скажет свое слово, потому что они прекрасно понимают, что из-за лобовой атаки Европейской комиссии можно получить достаточно серьезный удар. Диверсификации поставок, альтернативные виды топлива - это хорошо, и может быть, там они даже когда-то заработают, но как жить в ближайшие пять лет? Сама энергетика Европы может очень быстро рухнуть. Поэтому реальный вариант - если европейский бизнес поддержит идею координации с Россией и выразит желание самостоятельно спонсировать Украину на оставшиеся деньги. Если консорциум европейских компаний даст эти деньги Украине как транш в $2,2 миллиарда в счет будущего транзита. Но я полагаю, что денег они не дадут, так как их задача в том, чтобы дискредитировать Россию. Несмотря на то что это звучит несколько абстрактно, это очень похоже на правду.

Комментарий ГУ ИЭС

Вопрос взаимоотношений России и Украины в газовой сфере, действительно, относится к числу наиболее напряженных. Экономика Украины находится в состоянии глубокого кризиса, средств на закачку газа в ПХГ недостаточно. Кроме того, страна уже начала подготовку к очередным президентским выборам, в преддверии которых вопрос передачи украинской ГТС под полный или даже частичный контроль "Газпрома" становится политическим.

Складывающуюся ситуацию использует Европа, которая намеренно затягивает решение вопроса с предоставлением кредита украинской стороне с тем, чтобы выторговать себе особые условия доступа к украинской газотранспортной системе и контролю за транзитом российского газа через территорию Украины, а также усилить недоверие к России как к надежному поставщику энергоносителей для ускорения процесса реализации альтернативных России газовых проектов, таких как "Набукко" например.

Таким образом, Россия действительно оказывается в затруднительном положении, выход из которого будет зависеть не только от экономических и политических обстоятельств, но и дипломатических способностей договаривающихся сторон.

- Президент Венесуэлы предложил Дмитрию Медведеву совместно поднять стоимость барреля черного золота до $100. Как вы оцениваете этот шаг?

К.С.: Стоимость нефти на сегодняшний день определяется не нефтедобывающими компаниями. Какую бы они ни демонстрировали солидарность, все равно нефть сегодня - товар биржевой. Всем широко известно, что только 1,5% - 2% сделок совершается натуральным продуктом, 98% - это "бумажная нефть", поэтому, как рынок себя ведет, столько нефть и стоит. Определяется ее стоимость на сегодняшний день не со стороны предложения, а со стороны биржевых спекулянтов, на трех известных нефтяных площадках: в Нью-Йорке, Сингапуре и Лондоне. По большому счету, нефть можно опускать и поднимать без участия ОПЕК, которая уже года три - четыре не влияет на ценообразование.

Россия совсем недавно говорила, что готова вступить в ОПЕК, а это большая ошибка. Какой смысл вступать в организацию, которая находится на закате своего могущества и членом которой, кстати, Венесуэла является? Таким образом, понятно, что здесь нужно уже что-то новое, помимо ОПЕК.

Комментарий ГУ ИЭС

Одной из наиболее значимых тенденций развития мирового рынка нефти в последние годы стала его виртуализация и тесное переплетение с рынком финансовым. В результате, значительно ослабло воздействие фундаментальных факторов спроса и предложения на ценообразование, и, как следствие, снизилась регулирующая роль ОПЕК. Что касается взаимодействия России и ОПЕК, то вопрос прямого вступления нашей страны в Организацию никогда не ставился. Речь шла только о более тесном сотрудничестве для снижения волатильности рынка и его стабилизации. При этом важно отметить, что международное сотрудничество в нефтяной сфере, как с международными организациями, так и со странами - крупными производителями и потребителями энергоресурсов, является одним из приоритетов внешней энергетической политики России.

- Каковы перспективы России в области СПГ? Сможет ли она стать крупным игроком в этой отрасли?

К.С.: Игроком она уже стала. Открыт первый завод мощностью 9,6 миллиона тонн, 80% продукции идет в Японию, часть - в Южную Корею, в перспективе - на рынок США. То есть, в принципе, запасы достаточны, и в этом плане перспективы у нас неплохие. Есть как минимум три реалистичных проекта: это Штокман, месторождения на Ямале и второй завод на Сахалине. Конечно, все они достаточно непростые, особенно Ямальский проект, где непростая ледовая обстановка и условия добычи.

Комментарий ГУ ИЭС

Развитие производства СПГ относится к числу приоритетных направлений развития российской газовой промышленности. В проекте "Энергетической стратегии России на период до 2030 года" предполагается, что к 2030 г. около 15% российского газового экспорта будет составлять СПГ. Развитие СПГ позволит России диверсифицировать направления экспорта за счет снижения зависимости от транспортной инфраструктуры (газопроводов) и реализовать один из приоритетов национальной энергетической политики, увеличив экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью.

- Вопрос, я так понимаю, в финансировании?

К.С.: Я оставляю за скобками финансирование, это всегда проблема, но там много сложностей и без денег, с геологией и транспортировкой. Мне кажется, что самая главная наша проблема - это не деньги, а время. Очень медленно мы все строим. Напомню, что Сахалинский завод мы строили 15 лет. Да, перспектива хорошая, запасы залегают так, что их логично доставлять именно кораблями, а не трубами.

Новые запасы позволяют России стать крупным продавцом СПГ, но для этого необходимо быстрее строить. Здесь вопрос не только денег, хотя программа финансирования может сократиться на 25% - 30% к новому году, уже идет перенос ввода в действие крупных проектов, таких как Сахалин и Штокман. Вопрос в том, что, несмотря на отличный потенциал, у нас очень мало времени.

Комментарий ГУ ИЭС

Действительно, в связи с мировым экономическим кризисом вопрос финансирования энергетических проектов становится одним из наиболее актуальных. Значительная часть нефтяных компаний уже заявила о сокращении инвестиционных программ на следующий год. Проблема также обостряется наличием дополнительных сдерживающих факторов: длительной бюрократической процедурой согласований и разрешений, крупными транзакционными издержками, зависимостью от иностранных технологий. Тем не менее, именно в условиях кризиса технологические инновации, к которым относится и производство СПГ, должны получать режим наибольшего благоприятствования как со стороны бизнеса, так и со стороны государства. Решение вышеуказанных проблем является одним из приоритетов развития российского ТЭК на ближайшие годы.

- Выход России из кризиса будет обусловлен возобновлением роста цен на углеводороды или ей поможет что-то еще?

К.С.: Конечно, хотелось бы, чтобы выход не был связан с восстановлением цен. Они восстановятся, это очевидно, я уже назвал как минимум три аргумента в пользу дорогих углеводородов. Но мы все понимаем, насколько опасен такой самообман, когда страна делает вид, что что-то еще производит, а в реальности только тратит сырьевые деньги и при этом все довольны и изображают из себя деятельных сотрудников. Вспомните Россию полтора года назад: масса людей, занимающих непонятные должности, при этом они уверены, что действительно что-то производят. Проблема в том, что страна у нас действительно занималась распределением того, что было, и никто не занимается производством дополнительного продукта. Поэтому я не хотел бы, чтобы у нас все было как раньше, и прекрасно понимаю то огромное количество проблем, которые были в нашей экономике. Но при этом считаю, что нефть в этом не виновата. У нас очень любят заявить: корень всех зол - ТЭК. А в чем он виноват? Он зарабатывает деньги для вас, кормит вас. А то, что вы сами не можете развиваться, - это не вина топливно-энергетического комплекса.

У нас часто говорят, что нужно развивать и диверсифицировать экономику, но обычно под этим словом имеется в виду "давайте уничтожим все газовую промышленность, и тогда мы сможем придумать что-то новое". Это же абсурд. И очень непросто наблюдать, как многие у нас в стране живут по принципу "осталось продержаться еще три месяца, а потом все вернется и будет так, как было, деньги будут сыпаться с потолка".

- Нынешний кризис может окончательно зафиксировать сырьевой статус российской экономики?

К.С.: Это вопрос не однозначный. Да, может такое произойти, но опять же, кого надо об этом спрашивать? Нас самих. Я могу привести примеры стран, которые были ориентированы на сырье. США - ярчайший пример. В XIX веке экономика Штатов - это производство нефти и алюминия, они фактически являлись сырьевой державой, и можно было говорить о том, что это останется их окончательной ориентацией. Но сегодня мы видим совершенно другую картину.

Поэтому - да, может быть, что кризис зафиксирует нас как сырьевую державу, а может получиться наоборот. Но так как большинство граждан все ждут, когда же ситуация вернется к началу 2008 года, то, конечно, шансов у нас мало.

- Насколько вероятно в складывающейся ситуации развитие инновационных технологий, которые снизили бы зависимость экономики от нефти?

К.С.: Чтобы развивать высокие технологии, во-первых, не нужно уничтожать ТЭК - он сам способен стать источником высоких технологий. Мы почему-то все время противопоставляем высокие технологии нефтегазовой промышленности, а это в корне неверно. Наоборот, сейчас наша нефтегазовая промышленность стала перед серьезными инновационными задачами: добыча на шельфе, превращение газа в жидкое топливо и так далее. Во-вторых, энергосбережение, потому что у нас огромные потери в сетях, в трубах. На самом деле энергетика суть колоссальный запрос на высокие технологии. Таким образом, ТЭК и инновации не только не противоречат друг другу, но нефтегазовый сектор в целом является основным локомотивом инноваций, от него идет основной запрос на новые технологии.

И третий момент: все ругают нефтегазовый комплекс, однако, если вы хотите развивать другие отрасли - развивайте их! Но у нас никто ничего развивать не хочет. У нас все хотят пилить бюджет. И поэтому я, когда слышу слово "диверсификация", хватаюсь за сердце, потому что прекрасно понимаю, что имеют в виду люди: "Дайте нам скорее еще денег из бюджета, а потом, когда-нибудь, мы вам тут покажем инновации". И когда кто-то говорит, что у нас нет инноваций, надо что-то делать, то человек именно такую схему имеет в виду. Классический пример - Роснанотех. Посмотрите их годовой отчет: над чем работала госкорпорация - над внедрением инновационных технологий? Нет. Над размещением выданных государством денег. То есть им государство дает определенное количество средств, они их выгодно размещают и получают с них прибыли. Неплохая инновация!

Комментарий ГУ ИЭС

ТЭК играет ключевую роль в российской экономике - на его долю приходится 26% ВВП, 48% бюджетных поступлений и 68% экспортных доходов. При этом ТЭК должен стать не "жертвой", а источником диверсификации национальной экономики, своими заказами обеспечивая развитие смежных отраслей и сферы услуг. Это также обусловливается вызовами времени, стоящими перед комплексом, в т.ч. необходимостью освоения труднодоступных районов с тяжелыми климатическими условиями и реализацией значительного потенциала энергосбережения, превышающего две пятых современного энергопотребления. В условиях кризиса для ТЭК важным является не только вопрос уровня мировых цен на его продукцию, но и налоговой нагрузки на отрасль, обусловливающей его инвестиционные возможности. В этой связи именно инвестиционный потенциал ТЭК и его фактическая способность привлекать и вкладывать инвестиции во многом определит сроки восстановления российской экономики.

 

109028, г. Москва, Яузский бульвар 13, стр. 3, офис 10. Тел./факс: (495) 698-5234.
Е-mail: ies2@umail.ru, guies@guies.ru
© Институт энергетической стратегии (ГУ ИЭС)