"Российская
газета", 6 апреля 2010 г.
Участники состоявшегося в Санкт-Петербурге международного форума "ТЭК" пришли к выводу, что отечественный рынок нефтеперерабатывающих технологий пока "обделен" капиталовложениями из-за прежней ориентации на вывоз нефтяного сырья и его полуфабрикатов. А экспорт сырья окупает инвестиции в добычу намного быстрее в сравнении с окупаемостью инвестиций в переработку нефтяного сырья. Поэтому в объеме производства нефтепродуктов 15,2% - доля бензина, а мазута - по-прежнему треть, хотя в развитых странах и странах - членах ОПЕК доля бензина в производстве нефтепродуктов составляет более 35%.
Комментарий ГУ ИЭС
Основную прибыль в нефтепереработке приносит именно вторичная
переработка. Ее доля в формировании прибыли составляет от
77% до 94% в зависимости от загрузки мощностей НПЗ (оценка
ОАО "ЛУКОЙЛ"). Однако несмотря на это, модернизации
одной из основных отраслей ТЭК не происходит, и вряд ли
стоит ждать обновления российской нефтепереработки без активной
роли государства. В качестве одного из возможных шагов со
стороны государства для стимулирования притока инвестиций
в нефтепереработку может быть снятие неопределенностей с
налоговой нагрузкой при расчетах инвестиционных проектов.
В первичной переработке нефти загрузка НПЗ составляет около
70%. Говоря о недостатке инвестиций в нефтепереработку,
следует иметь в виду в первую очередь именно дефицит инвестиций
во вторичные мощности, загрузка которых сегодня составляет
почти 100%. Именно они обеспечивают более глубокую переработку
первичных продуктов нефтепереработки (прямогонного бензина,
дизтоплива, мазута).
При этом объем необходимых инвестиций в строительство нового
завода глубокой переработки достаточно велики. Например,
компания "Роснефть" в конечной точке нефтепровода
ВСТО (недалеко от бухты Козьмино) планирует приступить к
строительству Приморского НПЗ. Предполагается, что завод
мощностью 20 млн т в год при глубине переработки нефти не
ниже 95% будет производить около 17 видов продукции. По
оценкам компании, его стоимость составит 5-7 млрд дол. (срок
сдачи завода в эксплуатацию - 2012 г.).
Средние сроки строительства таких установок - от 3 до 5
лет. И в таком капиталоемком бизнесе, как нефтепереработка,
чрезвычайно важна долгосрочная уверенность в стабильности
условий экономической деятельности. В России же ставки налогов
для нефтяных компаний меняются достаточно часто. Так, с
2002 по настоящее время формула расчета НДПИ менялась четырежды.
А порядок расчета экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты
с 1998 г. по сегодняшний день менялся пять раз. Между тем,
условия экспорта нефти и нефтепродуктов в данном случае
во многом определяют целесообразность инвестиций.
Текущая налоговая система отрицательно влияет на принятие
решений о реконструкции нефтеперерабатывающих мощностей
не столько тяжестью нагрузки, сколько своей неопределенностью.
Также следует продумать и политику экспортных пошлин на
период модернизации отрасли. Важно правильно определить
соотношение величины таможенных пошлин на отдельные виды
нефтепродуктов и сырой нефти с целью стимулирования поставок
на экспорт светлых нефтепродуктов.
7.04.2010 г.
Эксперт-аналитик ГУ ИЭС А.Д. Степанов
|