Главная
Об институте
Направления
 исследований
Проекты
Научные
 семинары
Статистика
 и аналитика
Издания
Партнеры
Пресс-центр
Статьи
Комментарии
Пресса о нас
Карьера у нас

ЭС-2020

ЭС-2030

 
Старая версия сайта

Поиск  На главную  Карта сайта  Контакты

    Комментарии - Почему нефтепереработке не хватает инвестиций

"Российская газета", 6 апреля 2010 г.

Участники состоявшегося в Санкт-Петербурге международного форума "ТЭК" пришли к выводу, что отечественный рынок нефтеперерабатывающих технологий пока "обделен" капиталовложениями из-за прежней ориентации на вывоз нефтяного сырья и его полуфабрикатов. А экспорт сырья окупает инвестиции в добычу намного быстрее в сравнении с окупаемостью инвестиций в переработку нефтяного сырья. Поэтому в объеме производства нефтепродуктов 15,2% - доля бензина, а мазута - по-прежнему треть, хотя в развитых странах и странах - членах ОПЕК доля бензина в производстве нефтепродуктов составляет более 35%.

Комментарий ГУ ИЭС

Основную прибыль в нефтепереработке приносит именно вторичная переработка. Ее доля в формировании прибыли составляет от 77% до 94% в зависимости от загрузки мощностей НПЗ (оценка ОАО "ЛУКОЙЛ"). Однако несмотря на это, модернизации одной из основных отраслей ТЭК не происходит, и вряд ли стоит ждать обновления российской нефтепереработки без активной роли государства. В качестве одного из возможных шагов со стороны государства для стимулирования притока инвестиций в нефтепереработку может быть снятие неопределенностей с налоговой нагрузкой при расчетах инвестиционных проектов.

В первичной переработке нефти загрузка НПЗ составляет около 70%. Говоря о недостатке инвестиций в нефтепереработку, следует иметь в виду в первую очередь именно дефицит инвестиций во вторичные мощности, загрузка которых сегодня составляет почти 100%. Именно они обеспечивают более глубокую переработку первичных продуктов нефтепереработки (прямогонного бензина, дизтоплива, мазута).

При этом объем необходимых инвестиций в строительство нового завода глубокой переработки достаточно велики. Например, компания "Роснефть" в конечной точке нефтепровода ВСТО (недалеко от бухты Козьмино) планирует приступить к строительству Приморского НПЗ. Предполагается, что завод мощностью 20 млн т в год при глубине переработки нефти не ниже 95% будет производить около 17 видов продукции. По оценкам компании, его стоимость составит 5-7 млрд дол. (срок сдачи завода в эксплуатацию - 2012 г.).

Средние сроки строительства таких установок - от 3 до 5 лет. И в таком капиталоемком бизнесе, как нефтепереработка, чрезвычайно важна долгосрочная уверенность в стабильности условий экономической деятельности. В России же ставки налогов для нефтяных компаний меняются достаточно часто. Так, с 2002 по настоящее время формула расчета НДПИ менялась четырежды. А порядок расчета экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты с 1998 г. по сегодняшний день менялся пять раз. Между тем, условия экспорта нефти и нефтепродуктов в данном случае во многом определяют целесообразность инвестиций.

Текущая налоговая система отрицательно влияет на принятие решений о реконструкции нефтеперерабатывающих мощностей не столько тяжестью нагрузки, сколько своей неопределенностью. Также следует продумать и политику экспортных пошлин на период модернизации отрасли. Важно правильно определить соотношение величины таможенных пошлин на отдельные виды нефтепродуктов и сырой нефти с целью стимулирования поставок на экспорт светлых нефтепродуктов.

7.04.2010 г.

Эксперт-аналитик ГУ ИЭС
А.Д. Степанов

 

109028, г. Москва, Яузский бульвар 13, стр. 3, офис 10. Тел./факс: (495) 698-5234.
Е-mail: ies2@umail.ru, guies@guies.ru
© Институт энергетической стратегии (ГУ ИЭС)