Институт энергетической стратегии
Главная
Об институте
Направления
 исследований
Проекты
Научные
 семинары
Статистика
 и аналитика
Издания
Партнеры
Пресс-центр
Статьи
Комментарии
Пресса о нас
Карьера у нас

ЭС-2020

ЭС-2030

 
Обсудить

Поиск  На главную  Карта сайта  Контакты

    Комментарии - Введение соцнормы не приведет к снижению расходов домохозяйств

Белогорьев А. М. — Заместитель генерального директора по научно-организационной работе
(Центр энергетической экспертизы, 30.07.2013 г.)

Формальные цели введения социальных норм энергопотребления – защита широких, но относительно необеспеченных слоев населения (отсюда величина в 70% от домохозяйств) от постоянного роста тарифов, который правительство РФ явно не в состоянии остановить в рамках пореформенной модели регулирования. И, во-вторых, это очередная мера по стимулированию энергосбережения (эффективность ее, к слову, вызывает большие сомнения). В реальности долгосрочная цель совсем иная – переход к модели дифференциации платежей за электроэнергию (а впоследствии также за воду, газ и тепло), характерной для развитых стран, т.е. когда конечные цены для населения существенно (обычно в 1,5-2 раза) превышают цены для промышленности, что вполне объективно, поскольку последней не нужна капиталоемкая распределительная инфраструктура и средние объемы потребления намного выше (эффект масштаба). Т.е. это шаг на встречу промышленным потребителям, на которых сегодня ложится основная тяжесть роста тарифов (в т.ч. в рамках правила «последней мили»). При этом сказать, что текущее положение российской промышленности совсем уж критично, тоже нельзя: тарифы на электроэнергию для промышленности хотя и достигли уровня США, но все-таки остаются более чем в два раза ниже, чем в ЕС.

Процесс этого перехода, естественно, займет не один год, учитывая, что социально он весьма болезненный. Для начала делается попытка хотя бы сблизить уровень тарифов. Одно можно сказать точно: эта реформа не приведет к снижению расходов домохозяйств (то, что такие заявления сейчас звучат – чистый популизм), поскольку цель ставится ровно обратная.

Согласно Положению, утвержденному цитируемым Постановлением Правительства РФ №614 от 22.07.2013 г., социальная норма определяет уполномоченным органом субъекта РФ на основании выборочных данных (это принципиально важно) о годовом объеме потребления электроэнергии потребителями, зарегистрированными в жилых помещениях в городских населенных пунктах без стационарных электроплит, в количестве не менее 10 тыс. человек. При этом выбор конкретных домохозяйств для этой выборки возложен на поставщиков электрической энергии, что создает, конечно, большой простор для волюнтаризма, поскольку у региональных поставщиков энергии будет явный интерес к занижению величины нормы. Впрочем, в п. 16 Положения прописано, что полученная на основе выборки величина нормы должна быть скорректирована уполномоченным органом субъекта РФ с тем, чтобы она покрывала не менее 70% (в некоторых СМИ почему-то цитируется «более 70%» - это неправда) фактического объема поставки электрической энергии (мощности) населению данного субъекта РФ. Но насколько это правило будет исполняться, пока остается вопросом.

Помимо собственно домохозяйств социальная норма в определенных пропорциях распространяется также на дачные кооперативы, религиозные организации, гаражи и объекты ФСИН. Верхней границей социальной нормы, указанной в тексте самого Постановления Правительства, является 150 кВт·ч/1 чел./мес. Фактически же она вряд ли будет превышать 75 кВт·ч/1 чел./мес. (для домохозяйств с электроплитами – до 90 кВт·ч/1 чел./мес.). При этом выделяется 21 категория потребителей, для каждой из которых будет устанавливаться своя отдельная социальная норма. В частности, сохранится льготный режим для домохозяйств, оборудованных стационарными электроплитами. Отдельные нормы будут рассчитываться также для разного времени суток, если домохозяйство оборудовано дифференцированном по времени прибором учета.

Цель этой реформы состоит, повторюсь, не в субсидировании, а в его постепенной полной отмене. В любом случае системные меры, охватывающие большую часть населения, выглядят более эффективными, чем адресная помощь.

Утверждения, что энергосбережение на уровне домохозяйств может дать большой эффект – во многом миф. На самом деле основные проблемы связаны с морально и технически устаревшими сетями (особенно распределительными – стоит, кстати, напомнить, что тариф МРСК составляет до 27% от конечной цены электроэнергии). У самих домохозяйств, если уж о них говорить, есть всего три варианта энергосбережения (исходя из того, что отопление осуществляется за счет централизованного теплоснабжения): 1) замена энергопотребляющего оборудования (это не только лампочки накаливания, но и холодильники, стиральные машины и пр. ниже класса «А») на более эффективное; 2) использование суточной дифференциации при наличии соответствующего прибора учета (условно, запускать стиральную машину на ночь); 3) банальная экономия электроэнергии (выключение света и электроприборов, когда они активно не используются). Однако, повторюсь, все это не столь заметно в рамках общей неэффективности энергопотребления: все-таки на домохозяйства (без учета ЖКХ) в России приходится всего порядка 12% суммарного электропотребления, что почти сопоставимо с величиной технологических потерь в сетях.

 

109028, г. Москва, Яузский бульвар 13, стр. 3, офис 10. Тел./факс: (495) 698-5234.
Е-mail: ies2@umail.ru, guies@guies.ru
© Институт энергетической стратегии (ГУ ИЭС)