Институт энергетической стратегии
Главная
Об институте
Направления
 исследований
Проекты
Научные
 семинары
Статистика
 и аналитика
Издания
Партнеры
Пресс-центр
Статьи
Комментарии
Пресса о нас
Карьера у нас

ЭС-2020

ЭС-2030

 
Старая версия сайта

Поиск  На главную  Карта сайта  Контакты

    Комментарии - Хроники нефтесервиса

Ю.К. Шафраник — Председатель Совета директоров Института энергетической стратегии
(портал "Нефть России", 27.01.2012 г.)

По мнению губернатора Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) Натальи Комаровой, одной из причин протестного голосования на выборах в регионе, где добывается половина российской нефти, является переход нефтесервиса в руки частных, в том числе иностранных инвесторов. И неудивительно: экономика, как известно, локомотив политики. Поэтому Владимир Путин после рабочей встречи с губернатором ХМАО, сообщает "Коммерсантъ", поручил вице-премьеру Игорю Сечину и Минэнерго "проработать вопрос".

Вообще-то, "вопрос" проработан специалистами много лет назад. А в сентябре 2010 года всесторонне рассмотрен на Круглом столе Комитета по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса Торгово-промышленной палаты РФ. Для реализации программ долгосрочного развития нефтегазового комплекса страны, обеспечения устойчивого развития предприятий отечественного машиностроения и нефтесервисных компаний участники Круглого стола предложили:

  • Обеспечить экспертизу крупных инвестиционных проектов в нефтегазовом комплексе (разработка стратегических месторождений, освоение шельфа, строительство трубопроводов и пр.) на предмет участия в их реализации российских промышленных предприятий. Ввести в каждый проект обязательную норму российского участия для генеральных подрядчиков.
  • Обязать Газпром, Транснефть и Роснефть публиковать перечень генеральных подрядчиков по крупным проектам на своих корпоративных сайтах. В соглашения с генеральными подрядчиками вводить пункт об обязательности закупок материально-технических ресурсов на конкурсной основе с публикацией их результатов.
  • Обеспечить прозрачность при согласовании в Правительстве РФ инвестиционных программ естественных монополий и проводить экспертизу предстоящих закупок промышленной продукции по импорту.
  • Поручить государственным представителям в советах директоров Газпрома, Транснефти и Роснефти сформировать и направить Правительству РФ доклад о потребностях в оборудовании.
  • Ввести в государственную статистическую отчетность для хозяйствующих субъектов сведения об экспорте и импорте продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе для нефтегазового комплекса. Это необходимо для получения достоверных данных о закупках, что информационно обеспечит работу по импортозамещению.
  • Раскрыть в государственной статистической отчетности укрупненные группы нефтегазового оборудования. Сегодня сложно получить в Росстате информацию о производстве отдельных видов оборудования из-за отсутствия соответствующих кодов.
  • Провести инвентаризацию оборудования с указанием степени его морального и физического износа. Результаты довести до российских предприятий с целью концентрации их потенциала на приоритетных направлениях.
  • Ограничить режим связанного кредитования российского нефтегазового комплекса со стороны банков Китая.
  • Внести поправки в Постановление Правительства РФ от 11 октября 2002 г. №755, уточняющие виды объектов и организаций, чья деятельность связана с обеспечением безопасности Российской Федерации, исключив объекты и организации, связанные с нефтегазовым комплексом.
  • Предложить Минэкономразвития России выделить нефтегазовый сервис в отдельный вид деятельности с присвоением Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.
  • Рекомендовать предприятиям нефтегазового комплекса переходить со своими подрядчиками и поставщиками на долгосрочные договоры.
  • Нефтесервисным компаниям закладывать часть прибыли на модернизацию.
  • Разработать базовые суточные ставки по основным видам нефтесервисных работ, которые позволяют подрядчику обновлять оборудование. Предусмотреть для данной ставки региональные коэффициенты и ежегодно ее индексировать.
  • Рекомендовать нефтяным компаниям пересмотреть методики ценообразования на проектные и строительно-монтажные работы, сложившиеся во время кризиса. Заниженные расценки вымывают с рынка профессиональные компании и приводят на рынок подрядчиков с малоквалифицированным персоналом, зачастую уходящих от уплаты налогов.
  • Рекомендовать нефтяным компаниям в обязательном порядке производить предварительное квалифицирование участников тендеров по проектным работам, поставкам оборудования, сервису и строительно-монтажным работам. В качестве требований ввести наличие квалифицированного персонала, производственных мощностей и референций.
  • В случае привлечения западных компаний для выполнения проектных работ предусмотреть не менее чем 50-процентное привлечение на субподряд российских проектных организаций (локализация проектных работ).
  • С целью повышения прозрачности российского рынка нефтегазового сервиса и машиностроения рекомендовать Газпрому, Транснефти, Роснефти и предприятиям нефтяной отрасли внедрить единый Реестр подрядчиков нефтегазового комплекса.
  • Сформировать в Правительственной комиссии по вопросам ТЭК и воспроизводству минерально-сырьевой базы Рабочую группу по вопросам модернизации российского ТЭК.

Генеральный директор ООО МП "ГеоИнТЭК" Владимир Борисов отметил тогда, что "те документы, которые были приняты на Круглом столе… будут направлены в адрес Правительства и соответствующих ведомств. И если 50% из того, что записано в этом решении, будет выполнено, нефтесервисные компании, которые сегодня работают в нашем регионе и по стране в целом, получат новый импульс развития, новые заказы и увеличат наполняемость бюджетов своих регионов, России".

"Импульс" получился не лучше, чем, например, в 2009 году, когда производство технологического оборудования для топливно-энергетического комплекса снизилось на 47,5% (снижение выпуска оборудования произошло по всем направлениям: для нефтяной промышленности - 43,7%. угольной - на 64,1%). Объемы производства машин и оборудования снизились на 28,4% по отношению к 2008 году. Объем нефтесервисного рынка в 2009 году сократился в 1,5 раза, особенно в части разработки новых месторождений.

"В конце концов, нефтяники смогут приобрести необходимую технику и оборудование, - говорит председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России Юрий Шафраник. - Дело в другом, в том, что подъем машиностроения - национальная задача развития отечественной экономики в целом".

Пользуясь зарубежной техникой и технологиями, подчеркивает авторитетный эксперт, мы боимся при этом предоставить зарубежным компаниям разработку части месторождений. А это можно и нужно делать, поскольку конкуренция "разведчиков" и "добытчиков" способствует росту эффективности недропользования. А вот если мы отдадим "за бугор" свыше 30% процентов сервисных услуг, то ни машиностроения, ни инноваций, ни науки, ни передовых технологий в России не будет.

Между тем, Наталья Комарова предложила создать единую государственную нефтесервисную корпорацию, которая "должна стать крупным игроком на рынке". Теоретически идея неплохая. Вот только бы узнать, есть ли хоть одна госкорпорация, что украсила свой сектор российской экономики.

Горнопромышленный Портал России

 

109028, г. Москва, Яузский бульвар 13, стр. 3, офис 10. Тел./факс: (495) 698-5234.
Е-mail: ies2@umail.ru, guies@guies.ru
© Институт энергетической стратегии (ГУ ИЭС)