Главная
Об институте
Направления
 исследований
Проекты
Научные
 семинары
Статистика
 и аналитика
Издания
Партнеры
Пресс-центр
Статьи
Комментарии
Пресса о нас
Карьера у нас

ЭС-2020

ЭС-2030

 
Старая версия сайта

Поиск  На главную  Карта сайта  Контакты

    Комментарии - Прощай, разведка. У государства убавится полномочий в геологии

RBC daily, 25.02.2010 г.

Минприроды написало Стратегию развития геологической отрасли до 2030 года, согласно которой государство практически полностью отдаст вопрос разведки новых месторождений на откуп частному бизнесу. Для этого будут созданы все необходимые условия: доведут до ума нормативно-правовую базу и сформируют рынок свободного оборота поисковых лицензий. В итоге появится двухуровневая система, в которой за государством останется только «региональная стадия»: научные исследования и простая геология.

Латать дыры в трещащей по швам отечественной геологии чиновники начали лишь в прошлом году. Для начала предложили создать государственный холдинг «Росгеология» и упростить доступ добывающих компаний к геологической информации. Но этих мер недостаточно, сочли в Минприроды и разработали Стратегию развития геологической отрасли до 2030 года (имеется в распоряжении РБК daily), в которой предложили шаги по реабилитации и развитию российской геологии.

В первую очередь чиновники предложили поделить зону ответственности. В сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы углеводородного сырья госвклад в отрасль должен ограничиться региональной стадией изучения новых провинций. Фактически это означает, что государство будет заниматься вопросами общегеологического характера, например составлением карт, геофизикой на ранней стадии. А все поисково-разведочные работы отдадут на откуп частному сектору. «По такому принципу давно работают все, за исключением разве что Северной Кореи, Белоруссии и, к сожалению, России», — отмечает Виктор Орлов, председатель комитета Совета Федерации по природным ресурсам.

Кроме того, государство собирается умерить свои финансовые вложения в геологоразведку. В первую очередь это касается месторождений углеводородного сырья, где по планам разработчиков стратегии на 1 руб. бюджетных средств придется около 90 руб. внебюджетных источников. Для твердых полезных ископаемых (уголь, железная руда и т.д.) это соотношение составит в среднем 1 к 5. По мнению г-на Орлова, государство должно вовсе отказаться от финансирования поисковых работ. «Финансирование на стадии локализации природных ресурсов необходимо на переходный период, который связан с тем, что мы истощили поисковый задел. Это временная мера, от нее нужно уходить», — убежден он.

Чтобы привлечь частный бизнес в геологоразведку, планируется упростить процедуру получения лицензий на геологическое изучение за счет собственных или привлеченных средств, обеспечить возможность «свободного рыночного оборота поисковых лицензий». Компания, которая ведет геологоразведку, может получить право переуступить лицензию на любом этапе работ, если они выполнены по всем правилам. Сейчас переуступка происходит фактически теневым образом, пояснил РБК daily источник в отрасли. Если компания собирается продать лицензию, она создает дочернее предприятие, на которое эта лицензия переоформляется. После чего покупатель поглощает «дочку» и таким образом получает права на месторождение.

Помимо этого стратегией предусмотрен ряд экономических стимулов для геологического изучения недр. Разработчики предлагают снизить ограничения на иностранные инвестиции в геологоразведочные работы на территории России, в том числе на континентальном шельфе. Предложен и ряд налоговых льгот, в частности налоговое стимулирование компаний, применяющих инновационные методы и технологии. Впрочем, по мнению и.о. гендиректора Всероссийского научно-исследовательского геологического нефтяного института Алексея Варламова, такая меря скорее дань моде, нежели реальный стимул. Сейчас нет такого экспертного механизма, который позволит определить инновационность той или иной технологии. «Эти меры лучше бы реализовать в поддержку технологического обеспечения геологоразведочных работ и поддержать их не красивыми словами, а реальным финансированием», — говорит он.

По прогнозу Минприроды, благодаря всем этим мерам размер частных инвестиций в геологоразведку через два десятилетия вырастет на 50% к уровню 2008 года. Геологическая стратегия может быть представлена в правительство в апреле этого года.

Комментарий ГУ ИЭС

В соответствии с проектом стратегии развития геологической отрасли до 2030 года в сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы углеводородного сырья вклад государства предлагается ограничить региональной стадией изучения новых нефтегазоносных провинций (научные исследования, бурение параметрических скважин, геофизические, в том числе сейсмические работы регионального масштаба). Более детальные геофизические исследования, включая подготовку перспективных структур к бурению, а также само поисково-разведочное бурение должны находиться в сфере ответственности нефтегазодобывающих компаний и финансироваться за их счет.

Государственный сектор геологической отрасли призван обеспечивать выполнение следующих функций:

  • государственное геологическое изучение и выявление ресурсного потенциала перспективных территорий Российской Федерации, ее континентального шельфа и акваторий внутренних морей, а также дна Мирового океана, Арктики и Антарктики;
  • локализация и оценка ресурсного потенциала нераспределенного фонда недр в освоенных и новых районах с целью воспроизводства запасов минерального сырья;
  • функционирование государственной системы лицензирования;
  • выполнение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и проектов геологоразведочных работ;
  • государственный учет запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых, работ, участков недр и лицензий;
  • государственный мониторинг состояния недр;
  • государственный контроль и надзор за геологическим изучением недр и рациональным недропользованием.

Для оптимизации функционирования негосударственного сектора геологической отрасли предусматривается создание условий для дальнейшего развития геологоразведочных подразделений действующих горнорудных и нефтегазодобывающих компаний, сервисных геологоразведочных структур, а также для формирования небольших ("юниорных") геологоразведочных компаний и усиления роли субъектов малого и среднего предпринимательства в проведении геологоразведочных работ и разработке месторождений, не представляющих интереса для крупных компаний. В этих целях будут приняты следующие меры:

  • упрощение процедуры получения лицензии на геологическое изучение за счет собственных или привлеченных средств (вплоть до введения заявительного принципа) и обеспечение возможности свободного рыночного оборота поисковых лицензий;
  • освобождение затрат на геологоразведку от налога на прибыль;
  • обеспечение свободного доступа к геологической информации, полученной за счет бюджетных средств;
  • развитие рынка рискового капитала для финансирования геологоразведочных работ.

Таким образом, предполагается, что частный капитал обеспечит, не только воспроизводство минерально-сырьевой базы, но и подготовку структур для проведения более детальных геологоразведочных работ, что в условиях повышенного риска получения отрицательного результата представляется маловероятным. Не отвергая общие направления стратегического развития отрасли на основе внедрения новых методов проведения геологоразведочных работ и управления, следует все же признать сам факт снижения результативности геологоразведочных работ на ранних стадиях их проведения, поэтому целесообразно, на наш взгляд, оставить за государством выполнение поисково-оценочных работ, а в стоимости лицензий на проведение дальнейших геологоразведочных работ учитывать затраты, понесенные на более ранних стадиях геологоразведочных работ.

Заместитель генерального директора ГУ ИЭС
В.В. Саенко,
ведущий эксперт
Л.А. Бондаренко

Читать по теме:

О проекте Стратегии развития геологической отрасли на период до 2030 года
Комментарий В.А. Крюковa, 29.03.2010 г.

 

109028, г. Москва, Яузский бульвар 13, стр. 3, офис 10. Тел./факс: (495) 698-5234.
Е-mail: ies2@umail.ru, guies@guies.ru
© Институт энергетической стратегии (ГУ ИЭС)