Ю.К. Шафраник — Председатель Совета директоров Института
энергетической стратегии
(ИА "Альянс Медиа", 24.10.2011 г.)
20 октября в рамках первой Московской международной финансовой
недели "Мосинтерфин-2011" в ТПП РФ прошла тематическая
сессия "Перспективы развития ТЭК России и международные
финансы".
В заседании приняли участие: вице-президент ТПП РФ Александр
Захаров, президент Союза нефтегазопромышленников Геннадий
Шмаль, руководитель департамента региональных программ Комитета
поддержки реформ президента России Тальия Усманова, представители
исполнительной власти, министерств и ведомств, финансово-инвестиционных
компаний, профильных научных институтов.
Заседание открыл и вёл председатель Совета Союза нефтегазопромышленников,
глава Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию
ТЭК Юрий Шафраник. В своём выступлении он отметил, что топливно-энергетический
комплекс России является базой бюджета, финансовой системы,
энергетической стабильности на евразийском континенте.
Юрий Шафраник считает, что финансовые ресурсы, полученные
от продажи топливно-энергетических ресурсов, следует научиться
правильно использовать. Только при этом условии выйдет из
обращения популярный в СМИ тезис о том, что зависимость
бюджета России от топливно-энергетической составляющей является
"проклятьем страны". Комплексное развитие ТЭК
способно оказывать самое благотворное влияние на социально-экономическое
развитие, убеждён Юрий Шафраник.
При том, что за последние годы добыча нефти выросла на
40 процентов, экспорт - почти в 2 раза, цена - в 6 раз,
затраты на добычу увеличились весьма незначительно, отметил
он. В дальнейшем внутреннее потребление нефти будет "съедать"
экспортные поставки, но цена продукта не поднимется выше,
чем 110 долларов за баррель, считает Юрий Шафраник. Это
означает, что свободных ресурсов в бюджете станет меньше,
и к этому надо быть готовым уже сегодня. Нефтедобыче предстоит
выйти в новые районы с целью их комплексного освоения -
то есть, и газа, и конденсата, и нефти, и гелия, поскольку
открытые на рубеже 1980-1990-х гг. месторождения являются
в большинстве своём именно комплексными. Западным партнёрам,
заявил Юрий Шафраник, и можно, и нужно отдавать право добычи
ресурсов на российских месторождениях, однако со сдачей
им в аренду сервисного рынка российского ТЭК спешить не
стоит.
Также не стоит спасть за счёт средств, полученных от продажи
ресурсов, финансовый рынок, которым в России охвачен всего
1 процент населения, в отличие от США (80 процентов). Помощь
следует оказывать реальному сектору экономики, скупая, прежде
всего, активы, и создавать условия для инвестиционной деятельности.
Они пока, по мнению Юрия Шафраника, оставляют желать лучшего.
При огромном потенциале рынка ТЭК уровень представляемых
инвестиционных проектов весьма низок, и главной причиной
этого является низкая квалификация российских специалистов,
занятых их подготовкой, в том числе банковских, отметил
Юрий Шафраник. Главной задачей отечественного ТЭК, по его
словам, должно стать удержание лидерских позиций на континенте
и уровня добычи, а также повышение рентабельности производства.
Оптимистично прозвучало выступление заместителя министра
энергетики РФ Анатолия Яновского. Он заметил, что впервые
с конца советского периода российской истории в стране сложилась
система подготовки перспективных документов по развитию
газовых, нефтяных и угольных месторождений, электроэнергетики.
Успехи нормативной базы, по мнению Анатолия Яновского, делают
возможным участие российских компаний в глобальных процессах
мировой экономики, освоение запасов Венесуэлы (на сегодня
- крупнейших в мире), Вьетнама и Африки. Российские компании,
под контролем которых находятся разведанные запасы зарубежных
стран, фактически становятся транснациональными, констатировал
Анатолий Яновский.
По сути, сегодня созданы новые условия для добычи топливно-энергетических
ресурсов. Российским компаниям предстоит переместить добычу
в Восточную Сибирь и на морской шельф, и здесь невозможно
обойтись без опыта иностранных компаний с их технологиями.
С целью улучшения взаимодействия российских и западных партнёров
на территории страны предполагается создать сеть инжиниринговых
центров, деятельность которых будет направлена на детальную
технологическую проработку новых проектов по добыче и транспортировке
топливно-энергетических ресурсов. Это направление сейчас
активно разрабатывается, отметил Анатолий Яновский. В целом,
по его мнению, на перспективы отрасли можно смотреть с уверенным
оптимизмом.
Председатель подкомитета по моторному топливу Комитета
ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Наталья
Шуляр в своей презентации заметила, что основным инструментом
манипулирования мировым нефтяным рынком является информационное
воздействие, основанное на преувеличении рисков, связанных
с нестабильностью мировой политической и экономической обстановки.
Для реализации этой задачи создана целая линейка институтов,
непосредственно влияющих на нефтяные цены. Источники информации
для этих институтов далеко не всегда заслуживают доверия,
и поэтому качество прогнозов, основанных на неполных, недостоверных,
а зачастую и подтасованных данных, оставляет желать лучшего.
На этом фоне российские консалтинговые агентства, располагающие
качественной информацией о нефтяном рынке РФ, почти не цитируются
первыми лицами России, а западные ценовые агентства практически
безнадзорно внедряются на российский рынок.
Большинство автолюбителей в 2011 году, по данным опроса
компании ИнфоТЭК, считают цены на бензин недопустимо высокими
и выступают, как следствие, за ввод их государственного
регулирования. Первоочередные меры по нормализации ситуации
на внешнем рынке, по мнению Натальи Шуляр, могут быть следующими:
нужно сформулировать и реализовать систему мер, позволяющую
надежно прогнозировать динамику цен на важнейшие экспортируемые
товары, обеспечив более весомое участие и влияние российских
структур на процесс ценообразования на глобальном рынке.
Также следует консолидировать страны СНГ (Россия, Казахстан,
Белоруссия на первом этапе) и Евразии (далее - Китай) в
деле создания Евразийского международного энергетического
агентства для повышения роли стран СНГ на мировом нефтяном
рынке и достоверности статистических показателей работы
нефтегазовых комплексов указанных стран, постепенно повысить
роль и статус Российской биржи по торговле углеводородами
на мировом рынке, а в перспективе перейти к торговле углеводородами
на экспорт за рубли.
Что касается развития внутреннего рынка, то, по мнению
Натальи Шуляр, следует разработать комплекс законодательных
мер, предусматривающих повышение прозрачности информации
о производственных и ценовых показателях деятельности предприятий
ТЭК, в частности, внести изменения в №282-ФЗ от 29.11.07
"Об официальном статистическом учете и системе государственной
статистики в Российской Федерации", а также подготовить
Федеральный закон "О раскрытии информации в области
оптовой и розничной торговли автомобильными топливами в
РФ" и обязать переработчиков нефти оперативно публиковать
на своих сайтах в Интернете или через специально созданный
единый сайт открытого доступа информацию об оптовых ценах
продаж автомобильных топлив с НПЗ и ценах розничной реализации
через АЗС.
Было бы крайне полезным также разработать и внести в Государственную
Думу ФС РФ поправки во вторую часть Налогового кодекса об
изменении формулы расчета НДПИ для нефти, потребляемой на
внутреннем рынке, поднять статус российских консалтинговых
и ценовых агентств, добиться цитирования их выводов первыми
лицами государства и руководителями НК. Необходимы широкомасштабное
продвижение отечественных прогностических разработок, использование
средних котировок нефти ИнфоТЭКа (совместно с Интерфакс-АНИ)
в качестве объективных, официально признанных российских
маркеров рынка.
При Министерстве энергетики РФ, продолжила Наталья Шуляр,
нужно создать экспертно-аналитический совет по вопросам
обеспечения автомобильными топливами внутреннего рынка России
из представителей министерств, крупнейших компаний-поставщиков,
крупнейших потребителей и ведущих российских информационных
агентств и консультационных компаний, профессиональных союзов
и ассоциаций и заключить соглашения с ними об информационно-технологическом
взаимодействии, а Министерству образования РФ совместно
с РГУ им. Губкина создать учебную специальность "нефтегазовая
аналитика".
Выработанные в результате работы секции предложения будут
внесены в итоговую резолюцию и направлены в органы исполнительной
и законодательной власти.
|