Главная
Об институте
Направления
 исследований
Проекты
Научные
 семинары
Статистика
 и аналитика
Издания
Партнеры
Пресс-центр
Статьи
Комментарии
Пресса о нас
Карьера у нас

ЭС-2020

ЭС-2030

 
ФОРУМ

Поиск  На главную  Карта сайта  Контакты

    Комментарии - Понаехали: бензиновые авто скоро заменят электрокарами

Комментарий ГУ ИЭС
к одноименной статье "РосБизнесКонсалтинг", 27.09.2012 г.

Тиматков

Материал статьи противопоставляет Россию, обладающую большими запасами нефти и газа, технологически развивающемуся прогрессивному миру. Мол, у нас нет подходящих условий для развития электротранспорта, как в силу высокой доступности углеводородного топлива, так и в силу недостаточно высокой заинтересованности государства и общества в заботе о чистоте окружающей среды. Автомобили на аккумуляторах слишком дороги и неудобны, чтобы стать предметом широкого спроса в России.

Такая постановка вопроса справедлива лишь отчасти.

Во-первых, технологии хранения электрической энергии постоянно развиваются. Это развитие, как и во многих других областях современной техники, связано с использованием наноразмерных структур. В частности, подобный прием позволил использовать в качестве катодного материала литий-железофосфат, что привело в середине 2000-х годов к появлению серийно выпускаемых сравнительно дешевых LiFePO4-аккумуляторов с недостижимым ранее сочетанием показателей цены, циклического ресурса, взрыво- и пожаробезопасности. Вполне вероятно, что дальнейшее развитие аккумуляторных технологий сделает электромобиль более доступным по цене, более удобным с точки зрения запаса хода и скорости зарядки батареи.

Во-вторых, электродвигатель, независимо от источника электроэнергии, имеет ряд неоспоримых преимуществ перед ДВС - в частности, отсутствие расхода топлива на холостом ходу, постоянный крутящий момент начиная с трогания, возможность рекуперации энергии при торможении. Использование аккумулятора - это лишь один из способов обеспечить электродвигатель энергией. Существуют и такие источники электроэнергии как топливные элементы, для которых создание достаточного запаса топлива на борту не представляет особой проблемы, равно как и заправка опустевшего бака. Даже если не рассматривать такую далекую перспективу, как использование водородных элементов, выбросы в атмосферу при использовании в топливном элементе углеводородного носителя будут состоять из пара и углекислого газа. Оба компонента в известных пределах являются абсолютно безвредными для воздушной среды.

Двигатель внутреннего сгорания - великое изобретение, которое, безусловно, еще долго будет служить человечеству в самых разных условиях, однако переход на электродвигательную установку в легковом транспорте представляется вопросом ближайших десятилетий, вряд ли у России есть большие шансы всерьез отстать в этом переходе от иных стран, являющихся сейчас лидерами в области производства и потребления легковых электромобилей. И государственная поддержка здесь мало что может изменить - ведь если технология привлекательна, то она находит своего потребителя везде. Струйные и лазерные принтеры пришли на смену матричным, GPS-навигаторы заменили нам атласы автомобильных дорог - всё это случилось без федеральных целевых программ.

23.04.2014 г.

Руководитель экспертно-аналитического управления
по новым энергетическим технологиям
Института энергетической стратегии, к.т.н.
Василий Тиматков

 

109028, г. Москва, Яузский бульвар 13, стр. 3, офис 10. Тел./факс: (495) 698-5234.
Е-mail: ies2@umail.ru, guies@guies.ru
© Институт энергетической стратегии (ГУ ИЭС)