Главная
Об институте
Направления
 исследований
Проекты
Научные
 семинары
Статистика
 и аналитика
Издания
Партнеры
Пресс-центр
Статьи
Комментарии
Пресса о нас
Карьера у нас

ЭС-2020

ЭС-2030

 
Старая версия сайта

Поиск  На главную  Карта сайта  Контакты

    Комментарии - Chevron займется разработкой черноморского шельфа



Российская "Роснефть" и американская Chevron подписали 17 июня соглашение о сотрудничестве, предусматривающее совместную разработку Западно-Черноморского лицензионного участка, который включает месторождение Вал Шатского. Ресурсы лицензионного участка составляют 858 млн т нефти, из них рентабельны для извлечения - около 180 млн т.

Комментарий ГУ ИЭС

Разработка месторождения Вал Шатского является проектом с достаточно большими рисками. Еще в 2002–2003 гг. компания Total пыталась участвовать в разработке российского сектора шельфа Черного моря на Валу Шатского (вместе с ЮКОСом) и в геологоразведке на Туапсинском прогибе (с "Роснефтью"). Однако потом французская компания вышла из проекта именно по причине его высоких рисков.

Оценки геологов выглядят довольно пессимистично. Дело в том, что работу на месторождении осложняют большие глубины районов с предполагаемыми залежами нефти. Так, работы будут вестись на двух поисковых скважинах (одна из них находится в районе Новороссийска, вторая — в районе Туапсе) на глубине моря на участках — 1,2-2 км.

Chevron в этом месторождении заинтересовало главным образом его выгодное географическое положение. Вблизи находится достаточно хорошо налаженная морская инфраструктура для осуществления поставок нефти и нефтепродуктов. Более того, в непосредсвенной близости планируется строительство нефтепровода Самсун — Джейхан (рис. 1). Что касается нефтеперерабатывающих мощностей, имеется Туапсинский НПЗ, принадлежащий той же "Роснефти".

Источник: www.neftekarta.ru.

Рис. 1 — Географические и инфраструктурные условия вблизи месторождения Вал Шатского

Помимо высоких технологических и геологических рисков сложность заключается в необходимости достаточно больших инвестиций в проект. Так, финансирование на начальной стадии геологоразведки (которую возьмет на себя Chevron) составят порядка 100 млн дол.: до 2014 г. будут пробурены две скважины. Общие инвестиции в проект на этапе геологоразведки могут достигнуть1 млрд дол.

При этом вряд ли российское правительство пойдет по пути снижения налоговой нагрузки и предоставления налоговых преференций, несмотря даже на очень высокую капиталоемкость проекта. Судя по тому, как подобные меры выражаются в значительных объемах недополученных средств в бюджет страны (на примере модели пошлин для месторождений Восточной Сибири). С другой стороны, у таких транснациональных компаний как Chevron есть денежные фонды для таких, в определенной степени, высокозатратных и высокорисковых проектов: компания заявляла о том, что у нее имеется возможность привлечения средств под приемлемые проценты.

Заметим, что тут существуют и конъюнктурные риски. Шельфовая добыча на новых месторождениях рентабельна лишь при цене барреля начиная от 70-80 дол. (сейчас - около 78 дол.). Однако согласно прогнозам (прогноз ГУ ИЭС, на 01.01.2010 г.) к началу получения первых объемов нефти (2014-2015 гг.) цена на нефть не опустится ниже 80 дол./баррель.

Между тем, для американской компании участие в разработке Вала Шатского, если даже и не окажется удачным, является своеобразным пропуском в Россию и может дать возможность для участия в новых проектах на территории страны.

22.06.2010 г.

Эксперт-аналитик ГУ ИЭС
А.Д. Степанов

 

109028, г. Москва, Яузский бульвар 13, стр. 3, офис 10. Тел./факс: (495) 698-5234.
Е-mail: ies2@umail.ru, guies@guies.ru
© Институт энергетической стратегии (ГУ ИЭС)