Ю.К. Шафраник — Председатель Совета директоров Института
энергетической стратегии
(портал "Нефть России", 20.09.2011 г.)
"Будущее российского рынка нефтегазового оборудования
и услуг: инновационный путь развития или дорога в никуда?"
- этой теме был посвящен Круглый стол экспертов, проведенный
20 сентября в Москве. Союз нефтегазопромышленников России
(СНГП), Торгово-промышленная палата РФ совместно с журналом
"Нефтегазовая вертикаль" поддержали инициативу
международной компании Shell и собрали в гостинице "Ритц
Карлтон" представителей органов федеральной и региональной
власти, нефтяных, нефтесервисных и машиностроительных компаний
и отраслевых объединений.
На снимке (слева направо): Г. Брекельманс,
П. Массай, Ю. Шафраник
Открывая дискуссию, председатель Совета Союза нефтегазопромышленников
России Юрий
Шафраник заявил, что отечественный нефтегазовый комплекс
(НГК) является главной базой для инновационного развития
России и модернизационного перевооружения её промышленности.
НГК - от разведки, добычи, транспортировки, переработки
углеводородов и до сбыта готовой продукции - является крупнейшим
заказчиком и потребителем широчайшего спектра услуг, оборудования,
технологий. Это и средства связи, и строительство производственных
объектов, и геофизика, и бурение, и ремонт и т.д. В качестве
цели мероприятия Юрий Шафраник объявил предметное обсуждение
накопившихся в нефтегазовом сервисе проблем и определение
механизмов оживления, перевооружения и инновационного развития
отраслей российской экономики, смежных с НГК.
При, в целом, положительных результатах за последние 10
лет (рост в 2 раза добычи и экспорта нефти) в отрасли накопился
целый комплекс проблем. Причем таких, которые должны решаться
на уровне правительства и законодательной власти, отраслей
нефтегазовой промышленности, машиностроения и отдельных
компаний. В качестве наиболее острых председатель Совета
СНГП назвал состояние и результаты геологоразведки, запаздывание
ввода в эксплуатацию месторождений для трубопровода Восточная
Сибирь - Тихий океан (ВСТО) и настоятельную необходимость
перевооружения нефтесервисных компаний.
Выступивший затем Гарри Брекельманс (Harry Brekelmans),
исполнительный вице-президент Shell по России и Каспийскому
региону, подчеркнул, что топливно-энергетический комплекс
есть и долго будет становым хребтом российской экономики
и основным источником доходов государственного бюджета.
От имени Shell Г. Брекельманс выразил категорическую готовность
компании увеличить капиталовложения в России с целью создания
10-15 тысяч новых рабочих мест в нефтесервисном секторе.
По мнению руководителя нидерландско-британской компании,
в России сохранился огромный потенциал развития нефтесервисного
сектора, однако пока между потенциалом и реальностью огромная
пропасть. Преодолеть ее можно только совместными усилиями
правительства и отрасли, действуя единой командой. В качестве
примеров успешной работы Shell c российскими нефтесервисными
компаниями Г. Бринкельманс привел опыт взаимодействия с
Сибирской Сервисной компанией и Буринтех.
С точки зрения вице-президента Shell по организации подрядных
работ и материально-техническому обеспечению Пола Массая
(Paul Massai), сумма в 500 млн долларов год, которую компания
сейчас тратит на подряды российских компаний, может быть
уже в ближайшее время удвоена. Если сегодня в списке поставщиков
Shell 10-15 российских компаний, то в 2012 г. концерн рассчитывает
расширить этот список до 50 российских поставщиков. Причем
политикой Shell является использование оборудования и услуг
российских поставщиков и в других странах (сейчас компания
добывает нефть и газ в 90 странах мира), а также содействие
экспорту оборудования и услуг её российских поставщиков.
С этой целью компания в 2007 г. открыла специальный офис
в России.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности
Валерий Драганов, отметив безрезультатную работу парламентариев
с проектом Закона о промышленной политике, призвал представителей
бизнеса стать "локомотивом" разработки и продвижения
в законодательство мер по введению современных отраслевых
стандартов и стимулированию инноваций в нефтесервисе и производстве
материалов и оборудования для отрасли. "Бизнес должен
быть более энергичен", - подчеркнул депутат Госдумы.
В то же время печальный опыт разработки законопроекта о
промышленной политике привел В. Драганова к мысли, что в
парламенте нового созыва главные усилия надо сосредоточить
на "развитии институционального законодательства".
По его мнению, только создание системы институтов формирования
и реализации интересов бизнеса может обеспечить модернизацию
отечественной промышленности.
Тема совершенствования федерального законодательства в той или иной мере затрагивалась практически всеми участниками Круглого стола: от представителей Shell, деликатно подчеркнувших необходимость соблюдения всеми единых "правил игры", до прямой жалобы бывшего председателя Госстандарта СССР Геннадия Воронина на отсутствие государственной политики стандартизации. Юрий Шафраник рекомендовал вернуть в законодательство правило "двух ключей". Но вернуть на принципиально новой основе, учтя прежний опыт, чтобы реально стимулировать развитие малого и среднего предпринимательства в НГК. Важность роли регионов в освоении малых месторождений подчеркнул в своем выступлении вице-губернатор Тюменской области Владимир Мазур.
В ходе обсуждения был очерчен круг основных проблем и принято
решение разработать и направить в правительство специальное
письмо с конкретными предложениями по развитию нефтесервиса
и машиностроения для НГК.
Подводя итоги дискуссии, председатель Совета СНГП Юрий
Шафраник выделил следующие направления совместных усилий
бизнеса и государственной власти:
- Стремиться в 2 раза повысить эффективность деятельности
основных компаний по добыче нефти и газа и консолидировать
усилия добывающих, нефтесервисных и машиностроительных компаний
в модернизации оборудования.
- Выделять, специализировать и укреплять сервисные направления
нефтегазового комплекса (пример: БКЕ, Евразия, ССК).
- Активно проводить защиту Программы развития основных
компаний НГК - лидеров отраслей (Министерство энергетики
призвано обеспечить ясность по всем позициям в периоде 3-5
лет и открытость, прозрачность, необходимые для потенциальных
подрядчиков).
- Поддерживать тесные взаимоотношения в связке Заказчик
- Подрядчик с перспективой перехода от Контракта к Программе
на 3-5 лет и взаимными обязательствами по достижению необходимых
договорных параметров (пример: ССК, РН, Новая буровая).
- Жестко закрепить и четко реализовывать принцип: Российским
предприятиям не менее 70% сервисного обслуживания, а по
шельфу - не менее 50%.
- Добиваться открытой конкуренции, состязательности (пример:
действия в Нефтеюганске Шлюмберже, БКЕ, ССК, РН-бурение).
- Внести в законодательство меры финансовой и налоговой
поддержки сервисных и машиностроительных предприятий.
- Обеспечить выход российского сервисного сектора на зарубежные
рынки.
|