Главная
Об институте
Направления
 исследований
Проекты
Научные
 семинары
Статистика
 и аналитика
Издания
Партнеры
Пресс-центр
Статьи
Комментарии
Пресса о нас
Карьера у нас

ЭС-2020

ЭС-2030

 
Обсудить

Поиск  На главную  Карта сайта  Контакты

    Комментарии - Может ли РФ влиять на мировые цены на нефть?

Николай Исаин — старший эксперт-аналитик Института энергетической стратегии
20.02.2013 г.

Куричев На этот вопрос 20 февраля попытались ответить участники Круглого стола, организованного Комитетом Торгово-промышленной палаты РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК, возглавляемым Юрием Шафраником. Выступавшие не просто дали отрицательный ответ, но и объяснили причины.

Вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин, отметив актуальность темы накануне проведения в Москве Национального нефтегазового форума под патронажем ТПП РФ, Минэнерго России, РСПП, Союза нефтегазопромышленников России и Российского газового общества, заявил, что ТПП поддерживает главную цель Круглого стола - обсуждение механизма возможного влияния России на мировые цены на нефть и поведения страны как одного из основных игроков мирового рынка нефти. Как показал мировой экономический кризис 2008 года, очередное резкое падение цен на нефть может поставить российскую экономику в достаточно тяжелое положение: слишком велика её зависимость от мировой конъюнктуры. Отвечая на эти вызовы, ТПП, опираясь на профильный Комитет, проводит большую работу по привлечению внимания к обсуждению наиболее острых и значимых проблем развития отрасли и отстаивание ее интересов в органах власти.

С точки зрения президента Союза нефтегазопромышленников Геннадия Шмаля, для России не менее опасны и высокие цены на нефть, которые ведут к снижению мирового спроса. Справедливая цена за баррель нефти сегодня, считает эксперт, составляет 80-90 долларов, комфортная - 100 долларов, а то, что свыше, имеет большую спекулятивную составляющую.

Характеризуя нынешнее состояние отечественной нефтегазовой отрасли, он выделил ввод в эксплуатацию Газпромом Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения на Ямале, имеющего запасы в объёме 12 трлн куб. м газа. Наиболее острыми проблемами Г. Шмаль считает сокращение в 2012 г. добычи и экспорта российского газа, а также недофинансирование отрасли: инвестиции на 1 тонну продукта в три раза меньше, чем в ведущих нефтегазовых компаниях мира. Для того чтобы Россия могла оказывать определенное влияние на состояние мировых цен на нефть, требуется разработка стратегии отрасли, создание Комитета по прогнозированию развития ТЭК на длительную перспективу, выстраивание взаимоотношений со странами ОПЕК и другими крупными игроками нефтегазового рынка.

Председатель подкомитета по моторным топливам Комитета ТПП, генеральный директор ООО "Издательский дом "ИнфоТЭК" Наталья Шуляр свое выступление посвятила механизму манипулирования мировым нефтяным рынком. Основной тезис ? при формировании нефтяных цен происходит снижение значимости объективных факторов и увеличение влияния информационных потоков. Цены, считает эксперт, формируются по прогнозам Мирового энергетического агентства (IEA), Агентства энергетической информации США и крупнейших мировых нефтяных компаний. По её мнению, для влияния на этот процесс со стороны России необходимо создавать Евразийское энергетическое агентство, куда вошли бы Россия, Казахстан, Белоруссия и, возможно, Китай. Такое объединение крупных производителей и потребителя энергоресурсов сделало бы их совместную позицию серьезным фактором формирования мировой цены на нефть.

Руководитель Межотраслевой группы экспертов Валентин Поминов, отметив, что зависимость российского бюджета от мировых цен на нефть составляет 60%, высказался за необходимость создать российскую систему оценки нефтяных цен и российский нефтяной маркер.

По мнению представителя Института энергетической стратегии Исаина Николая, возможность влиять на нефтяные мировые цены у России практически отсутствует. И это закономерно, так как на мировом нефтяном рынке важную роль играет не только объем экспорта и добычи нефти того или иного государства, но и возможности гибко регулировать эти параметры с учетом мирового потребления нефти и нефтепродуктов.

С одной стороны, стран, конкурирующих с Россией по объему добычи нефти, пока предельно мало. Но влияние стран ОПЕК (43% от всей мировой добычи) на мировые нефтяные цены является следствием согласованности действий всех стран-членов картеля при квотировании нефтедобычи. В этом ракурсе возможности России, добывающей в 3 раза меньше нефти, чем ОПЕК, как независимого производителя весьма ограниченны. Даже значительное сокращение производства нефти со стороны России легко покрывается ростом добычи со стороны стран ОПЕК.

Кроме того, использовать принцип квотирования для регулирования добычи нефти в России затруднительно, так как организационная структура российской нефтяной отрасли весьма неоднородна. Доля частных добывающих компаний в российской нефтедобыче составляет около 80%. Одна только доля ОАО "ЛУКОЙЛ" в общероссийской добыче достигает 17%. Поэтому использовать административный ресурс и ограничивать добычу за счет квотирования не представляется возможным.

В случае квотирования экспорта с помощью дифференцированной шкалы таможенных пошлин или ограничения поставок по системе ОАО "АК "Транснефть" неизбежно возникнет проблема хранения нефти, поскольку существенное снижение нефтедобычи в российских природно-климатических условиях сопряжено с высокими технологическими рисками. В итоге ограничение экспорта будет приводить к затовариванию нефтяных баз, что с точки зрения международных бирж сведет на нет весь эффект от сокращения поставок.
Объединения производителей нефти в рамках стран СНГ, в свою очередь, не будут иметь значимого влияния, так как доля добычи всех остальных бывших союзных республик не превышает 25% объема российской нефтедобычи. Свою роль играют также весьма сложные экономические и политические отношения, сложившиеся между бывшими союзными республиками и Россией.

Другие, уже созданные организации объединяющие, в том числе страны - производители нефти, не имеют достаточного веса на глобальном рынке нефти. Например, ШОС (Шанхайская организация сотрудничества, в состав которой входят Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан и КНР), пусть и объединяет крупных производителей нефти, но объемы ее добычи не сравнимы с ОПЕК. Да и второй по значимости участник ШОС - Китай, как уже отмечалось, импортирует в два раза больше нефти, чем производит. Другой разговор, если мы не можем влиять на нефтяные цены, и наша экономика сильно зависит от конъюнктуры мировых цен на нефть, то нам просто необходимо иметь собственное мнение о будущих ценах.

Большинство участников Круглого стола поддержали идею создания Евразийского энергетического агентства.

Представитель Лукойла не согласился с тем, что мировой рынок может обвалиться из-за сланцевого газа и нефти. По его мнению, нынешняя цена на нефть вполне удовлетворительная, и к 2015 г. она сохранится на уровне $110?115 за баррель.

Заместитель директора Института проблем естественных монополий, профессор Булат Нигматулин высказал мнение, что сравнивать мировые и внутренние цены следует только с учетом паритета покупательной способности рубля и доллара. При таком подходе оказывается, что внутренняя цена на нефть в России более чем вдвое ниже мировой, а цена бензина и электроэнергии почему-то выше. Сейчас в стране действует более низкая внутренняя цена на газ, но планируемая либерализация рынка газа может привести к её резкому повышению. Если учесть, что теперь Россия является членом Всемирной торговой организации, то это резко понизит конкурентоспособность российских предприятий по сравнению с иностранными производителями одноименных товаров и услуг не только на внешнем, но и внутреннем рынке и приведет к соответствующему сокращению занятости населения. Решения по ценам на нефть, которые принимает Правительство РФ на основе анализа министерств, сегодня не основаны на реальной информации о мировом и внутреннем рынке.

По итогам заседания подготовлены предложения по систематизации работы, оказывающей влияние на формирование ценовой политики на внутреннем и мировом рынках нефти и газа.

 

109028, г. Москва, Яузский бульвар 13, стр. 3, офис 10. Тел./факс: (495) 698-5234.
Е-mail: ies2@umail.ru, guies@guies.ru
© Институт энергетической стратегии (ГУ ИЭС)