Ю.К. Шафраник — Председатель Совета директоров Института
энергетической стратегии
2.12.2011 г.
"За десять лет высоких нефтяных цен огромная Россия
построила всего один завод по сжижению газа на Сахалине,
а крошечный Катар строит их чуть ли не каждый год",
- недоумевает менеджер одной из японских энергетических
корпораций ("Коммерсант", 29.11.2011 г.)
Есть два способа зарабатывать на минеральных ресурсах.
Простой, известный с древних времен - извлекать их из недр
и в сыром виде продавать потребителям. Второй - сложный
- извлекать, перерабатывать в полуфабрикаты, а еще лучше
в готовую продукцию и продавать с высокой добавленной стоимостью.
Каждый народ выбирает тот способ, который ему более удобен.
Российский народ, так же как и советский, судя по приведенной
выше цитате, несмотря на все призывы к модернизации, по-прежнему
придерживается самого простого варианта. Правда, несколько
усложненного посредством диверсификации экспортных поставок,
которая вроде бы должна нас защитить от происков строптивых
стран-транзитеров и изворотливых стран-покупателей.
Однако два события этой недели испортили настроение сторонникам
диверсификации экспорта сырья как нашего ответа на происки
Еврокомиссии и попытки иностранцев снизить цены на наши
нефть и природный газ. Практически в один день (28 ноября
2011 г.) СМИ сообщили о том, что откладывается пуск нефтепровода
БТС-2 (Балтийская трубопроводная система предназначена для
транспортировки экспортной нефти в Западную Европу в обход
Белоруссии) и затягивается согласование плана строительства
трубопровода от Юрубчено-Тахомской зоны добычи нефти до
трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан"
(ВСТО), построенного специально для экспорта восточносибирской
нефти в Китай и страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
С точки зрения экономической теории диверсификация продаж
всегда выгодна, поскольку, во-первых, повышает надежность
сбыта, а во-вторых, дает возможность добиваться более выгодных
условий благодаря конкуренции потребителей за вашу продукцию.
На фоне снижения спроса на нефть и газ в Европе и усиления
давления стран-транзитеров и Еврокомиссии (в особенности
на Газпром) тактика строительства дополнительных нефте-
и газопроводов представлялась вполне разумной. Критики ее,
однако, сразу указывали, например, на опыт строительства
газопровода "Голубой поток" по дну Черного моря
в Турцию. При обосновании этого проекта говорилось о перспективе
транспортировки по нему 60 млрд кубометров, однако в итоге
сейчас прокачивается около 16 млрд. При обосновании ВСТО
также приводились расчеты на прокачку через него 80 млн
т нефти для удовлетворения растущих потребностей, в первую
очередь, Китая, для которого построена специальная ветка,
пущенная в эксплуатацию в конце прошлого года. Разница между
"Голубым потоком" и ВСТО в том, что в первом случае
сырье есть, но нет спроса, а во втором - нет сырья.
Еще 5 лет назад бывший министр топлива и энергетики РФ
и председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России
Юрий Шафраник
писал, что строительство трубопроводов только за счет производителя
является невыгодным, потому что привязывает нас к конкретным
потребителям и создает основу для диктата потребителя. "Как
только ты протянул очередную трубу, причем без финансового
участия потребителя энергоресурсов, а за свои кровные деньги,
ты увеличил свою зависимость от потребителя. Вложил десятки
миллиардов, чтобы еще крепче себя связать".
В какой-то мере это утверждение было учтено при строительстве
ВСТО. На его строительство в феврале 2009 г. Транснефть
и Роснефть получили кредит на $25 млрд от Китайского банка
развития в обмен на поставку 15 млн т нефти ежегодно в течение
20 лет. Однако после пуска нефтепровода выяснилось, что:
а) для его заполнения уже освоенных месторождений недостаточно;
б) китайцы, пользуясь монопольным положением, отказываются
оплачивать поставки по ранее согласованной цене.
Несколько лучше обстоит ситуация с планом строительства
газопровода на Китай "Алтай". Руководство Газпрома,
учитывая ситуацию с ВСТО и безуспешность 10-летних попыток
получить от Пекина европейскую цену на газ, пока воздерживается
даже от проектирования этого газопровода, тем более что
китайцы уже построили газопроводы из Центральной Азии и
Мьянмы, планируют добычу сланцевого газа внутри страны и
увеличение импорта сжиженного природного газа из Австралии
и стран Ближнего Востока. 11 октября в рамках официального
визита в Китай премьер-министра РФ Владимира Путина состоялась
рабочая встреча представителей КНР и РФ на переговорах по
энергетическим вопросам, где позицию КНР по газу четко выразил
заместитель президента Китайской академии современных международных
отношений Цзи Чжие: "…в связи с сокращением экспорта
российского газа в Европу расширение экспорта энергоресурсов
в АТР является неминуемым путем для России".
В правительстве России осознают сложность этой ситуации,
она несколько раз рассматривалась на совещаниях у вице-премьера
Игоря Сечина, попытки найти взаимоприемлемое решение были
предприняты в ходе вышеупомянутого визита премьер-министра
Владимира Путина в Пекин и председателя КНР Ху Цзиньтао
в Россию на саммит Шанхайской организации сотрудничества
в ноябре этого года. Однако достичь осязаемого прогресса
пока не удалось.
Природные ресурсы и географическое положение между высокоразвитой
Европой и модернизирующейся Азией предоставило нам возможности
зарабатывать на собственное развитие не только продажей
сырья по наиболее выгодным ценам нескольким потребителям,
но и за счет транспортировки их продукции. Арабские страны
занимаются этим уже несколько десятилетий, а в последние
годы, особенно Саудовская Аравия и Арабские эмираты, усиленно
развивают другие отрасли, в первую очередь нефтепереработку
и нефтехимию, вкладывая в это миллиарды и миллиарды долларов
ежегодно. Мы же пока занимаемся строительством трубопроводов.
Правда, в отличие от СССР теперь можем делать их из труб
собственного производства. Прогресс, но явно недостаточный
для XXI столетия и, главное, для социально-экономического
развития России.
|