Институт энергетической стратегии
Главная
Об институте
Направления
 исследований
Проекты
Научные
 семинары
Статистика
 и аналитика
Издания
Партнеры
Пресс-центр
Статьи
Комментарии
Пресса о нас
Карьера у нас

ЭС-2020

ЭС-2030

 
Обсудить

Поиск  На главную  Карта сайта  Контакты

    Комментарии - В российском тарифообразовании царит исключительно ручное управление

Белогорьев А. М. — Заместитель генерального директора по научно-организационной работе
(Центр энергетической экспертизы, 14.02.2014 г.)

Если оставить в стороне острую и отдельную проблему ценообразования в ЖКХ, то трудно говорить о возможности прозрачности применительно к тарифообразованию на природный газ и электроэнергию на текущем внутреннем рынке (2014 или 2016 год на дворе – не суть важно). Оптовые тарифы формируются государством в лице ФСТ РФ на основе принимаемых политических решений (ДПМ и net back – в их числе). А политические решения всегда непрозрачны. Конечно, в этих тарифах заложена и непрозрачность (читай – раздутость) инвестиционных программ компаний, как ОАО «Газпром», так и энергогенерирующих. Но все-таки последнее слово остается за государством, что оно ясно показало текущей и довольно неожиданной для производителей заморозкой тарифов.

При регулируемом тарифообразовании полная прозрачность может быть обеспечена только строгим, до занудства последовательным следованием открытой для всех методики, привязанной к проверяемому показателю (будь то, например, инфляция или хотя бы, что хуже, конечно, net back от экспортных цен). Но в реальности здесь, как и везде в нашей экономике, царит ручное управление, логика действий которого сильно подвержена конъюнктуре, тем более в период экономической стагнации. Поэтому истинной проблемой является не дефицит прозрачности, а отсутствие предсказуемости, порождающее у потребителей полную уверенность в бесконечном, хищническом росте тарифов, а у производителей – чрезмерную переоценку рисков их занижения. Первое порождает бегство промышленности в собственную генерацию, а население – в очевидно растущий социальный протест. А второе – низкий инвестиционный климат, поскольку никому не понятно, в какую сторону повернется ручное управление не только через 5-6 лет, но и через 2-3 года.

В новом проекте Энергетической стратегии России на период до 2035 года, который весной должен рассматриваться правительством, в качестве одного из ключевых целевых результатов прописано удержание уровня цен на электроэнергию (как основной конечный продукт ТЭК) для внутренних потребителей не выше уровня цен в США, т.е. на текущем относительном уровне. Доля затрат на топливо и энергию в расходах домохозяйств за весь период 2015-2035 гг. не должна превышать 7%, а в общих расходах в целом по экономике – 9%, т.е. опять же сохранятся на текущем уровне. При этом абсолютные значения тарифов естественно будут заметно расти вместе с ростом экономики и доходов населения, но относительные ориентиры таковы. Как это будет соотноситься с ростом инфляции зависит, прежде всего, от макроэкономики, а не от ТЭК. На этот счет есть разные точки зрения. Кто-то, в т.ч. Минэкономразвития, предлагают удерживать рост тарифов в пределах инфляции, другие говорят, что это убьет все надежды на повышение энергоэффективности и снижение газоемкости экономики, а также подорвет инвестпрограммы компаний.

ПЛАНЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПО ЛИКВИДАЦИИ ПЕРЕКРЕСТНОГО СУБСИДИРОВАНИЯ ТАК И ОСТАНУТСЯ ПЛАНАМИ

Эта сложная сама по себе дискуссия не может скрыть того печального ожидания, что реальный рост тарифов в ближайшие несколько лет (после отказа от их искусственной заморозки) будет развиваться по какой-то другой, еще даже трудно угадываемой логике, но с явно повышательным уклоном, прежде всего, для промышленности. Что будет с тарифами для населения определить труднее – это зависит от динамики социальной напряженности, которая в пору тяжелой экономической стагнации неизбежно будет расти. Иными словами, планы правительства по постепенной ликвидации перекрестного субсидирования между промышленностью и населением с большой степенью вероятности до 2020 года так и останутся планами.

 

109028, г. Москва, Яузский бульвар 13, стр. 3, офис 10. Тел./факс: (495) 698-5234.
Е-mail: ies2@umail.ru, guies@guies.ru
© Институт энергетической стратегии (ГУ ИЭС)