Белогорьев А. М. — Заместитель генерального директора по
научно-организационной работе
(Центр
энергетической экспертизы, 14.02.2014 г.)
Если оставить в стороне острую и отдельную проблему ценообразования
в ЖКХ, то трудно говорить о возможности прозрачности применительно
к тарифообразованию на природный газ и электроэнергию на
текущем внутреннем рынке (2014 или 2016 год на дворе – не
суть важно). Оптовые тарифы формируются государством в лице
ФСТ РФ на основе принимаемых политических решений (ДПМ и
net back – в их числе). А политические решения всегда непрозрачны.
Конечно, в этих тарифах заложена и непрозрачность (читай
– раздутость) инвестиционных программ компаний, как ОАО
«Газпром», так и энергогенерирующих. Но все-таки последнее
слово остается за государством, что оно ясно показало текущей
и довольно неожиданной для производителей заморозкой тарифов.
При регулируемом тарифообразовании полная прозрачность
может быть обеспечена только строгим, до занудства последовательным
следованием открытой для всех методики, привязанной к проверяемому
показателю (будь то, например, инфляция или хотя бы, что
хуже, конечно, net back от экспортных цен). Но в реальности
здесь, как и везде в нашей экономике, царит ручное управление,
логика действий которого сильно подвержена конъюнктуре,
тем более в период экономической стагнации. Поэтому истинной
проблемой является не дефицит прозрачности, а отсутствие
предсказуемости, порождающее у потребителей полную уверенность
в бесконечном, хищническом росте тарифов, а у производителей
– чрезмерную переоценку рисков их занижения. Первое порождает
бегство промышленности в собственную генерацию, а население
– в очевидно растущий социальный протест. А второе – низкий
инвестиционный климат, поскольку никому не понятно, в какую
сторону повернется ручное управление не только через 5-6
лет, но и через 2-3 года.
В новом проекте Энергетической стратегии России на период
до 2035 года, который весной должен рассматриваться правительством,
в качестве одного из ключевых целевых результатов прописано
удержание уровня цен на электроэнергию (как основной конечный
продукт ТЭК) для внутренних потребителей не выше уровня
цен в США, т.е. на текущем относительном уровне. Доля затрат
на топливо и энергию в расходах домохозяйств за весь период
2015-2035 гг. не должна превышать 7%, а в общих расходах
в целом по экономике – 9%, т.е. опять же сохранятся на текущем
уровне. При этом абсолютные значения тарифов естественно
будут заметно расти вместе с ростом экономики и доходов
населения, но относительные ориентиры таковы. Как это будет
соотноситься с ростом инфляции зависит, прежде всего, от
макроэкономики, а не от ТЭК. На этот счет есть разные точки
зрения. Кто-то, в т.ч. Минэкономразвития, предлагают удерживать
рост тарифов в пределах инфляции, другие говорят, что это
убьет все надежды на повышение энергоэффективности и снижение
газоемкости экономики, а также подорвет инвестпрограммы
компаний.
ПЛАНЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА ПО ЛИКВИДАЦИИ ПЕРЕКРЕСТНОГО СУБСИДИРОВАНИЯ
ТАК И ОСТАНУТСЯ ПЛАНАМИ
Эта сложная сама по себе дискуссия не может скрыть того
печального ожидания, что реальный рост тарифов в ближайшие
несколько лет (после отказа от их искусственной заморозки)
будет развиваться по какой-то другой, еще даже трудно угадываемой
логике, но с явно повышательным уклоном, прежде всего, для
промышленности. Что будет с тарифами для населения определить
труднее – это зависит от динамики социальной напряженности,
которая в пору тяжелой экономической стагнации неизбежно
будет расти. Иными словами, планы правительства по постепенной
ликвидации перекрестного субсидирования между промышленностью
и населением с большой степенью вероятности до 2020 года
так и останутся планами.
|