Правительство России,
10.06.2015 г.
"...Комплексный проект развития Северного морского пути принят с целью реализации потенциала этой акватории как для транзитного судоходства, так и для доставки грузов из соответствующих пунктов, находящихся на севере России, и в них.
Вся нормативно-правовая база фактически сформирована уже к концу прошлого года. Принят специальный закон, приняты правила мореплавания, утверждены размеры платы за ледокольную проводку судов, то есть массив нормативных актов в целом сформирован, хотя некоторые изменения и дополнения будут необходимы для реализации соответствующего плана.
Сейчас выдаётся более 600 разрешений на проводку судов в год. Объём доставляемых грузов составляет порядка 4 млн тонн. Потенциал, оцениваемый за период 15 лет – более 80 млн тонн. То есть в 20 раз возможно увеличение объёмов перевозок..."
Комментарий ГУ ИЭС
В настоящее время развитие Северного морского пути (СМП) является для России приоритетной задачей в деле освоения углеводородных ресурсов Арктики. Сейчас в своих интересах его уже используют такие крупные компании, как «Газпром», «Роснефть», «Лукойл», «Норильский никель», «Росшельф», и регионы - Красноярский край, Чукотка, Саха—Якутия для которых он представляет собой трансконтинентальный Евро-Азиатский морской транспортный коридор. Для транспортировки углеводородов из зоны Ямало-Ненецкого округа в страны Арктического региона, а также в Азиатско-Тихоокеанский региона - он будет иметь особенно большое значение. Страны этого региона сейчас является основным драйверами мировой экономики, испытывающими растущую потребность в углеводородах. И хотя вопрос о стоимости для них арктических энергоресурсов пока остается открытым, это, по всей видимости, не будет ограничивающим фактором. Поэтому политическое решение по комплексному развитию СМП, которое было принято на совещании у Д.А.Медведева с вице-премьерами, дает надежду на возрождение СПМ не только как транспортного коридора, но и для мощного инфраструктурного развития всей Арктической зоны РФ. Вдоль трассы СМП появятся наливные порты для загрузки углеводородов, заводы по сжижению природного газа и водорода, линии ВЛ СВН, электростанции на основе ВИЭ для энергоснабжения изолированных потребителей и др. элементы обеспечивающей инфраструктуры. Все эти объекты станут элементами комплекса единой энерго-транспортной системы Евразии, Канады и США. Реализация планов Правительства по развитию СМП положительно скажется на социальном и экономическом развитии прилегающих к нему Северных территорий РФ. Однако наиболее активно СМП начнет развиваться только с появлением новых проектов по разработке месторождений нефти и газа в труднодоступных районах Арктики.
10.06.2015 г.
Руководитель направления
водно-энергетических исследований и возобновляемой энергетики,
старший научный сотрудник Института энергетической стратегии Д. Соловьёв
|