РосБизнесКонсалтинг, 11.11.2009 г.
Госдума сегодня на пленарном заседании приняла в третьем
чтении закон "Об энергосбережении и повышении энергетической
эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные
акты Российской Федерации".
Целью закона является создание правовых, экономических
и организационных основ стимулирования энергосбережения
и повышения энергоэффективности. В документе даются определения
"энергетического ресурса", "вторичного энергетического
ресурса", "энергосбережения", "энергетической
эффективности", "энергетического обследования"
и др.
К принципам правового регулирования в данной области отнесены:
эффективное и рациональное использование энергетических
ресурсов; поддержка и стимулирование энергосбережения и
повышения энергетической эффективности; системность и комплексность
проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической
эффективности; планирование энергосбережения и повышения
энергетической эффективности; использование энергоресурсов
с учетом ресурсных, производственно-технологических, экологических
и социальных условий.
Согласно закону, государство устанавливает требования к
обороту отдельных товаров, назначение которых предполагает
использование энергетических ресурсов. В частности, импортные
и отечественные товары должны содержать информацию о классе
их энергетической эффективности в технической документации,
прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на этикетках.
Это требование распространяется на следующие товары: из
числа бытовых энергопотребляющих устройств - с 1 января
2011г.; компьютеров, других компьютерных электронных устройств
и организационной техники - с 1 января 2012г.; иных товаров
- с даты, установленной правительством РФ. Виды товаров,
на которые распространяются данные требования, и их характеристики
устанавливаются правительством РФ.
Согласно документу, с 1 января 2011г. к обороту на территории
РФ не допускаются электрические лампы накаливания мощностью
100 Вт и более. С 1 января 2013г. может быть введен запрет
на оборот на территории РФ электроламп мощностью 75 Вт и
более, а с 1 января 2014г. - ламп мощностью 25 Вт и более.
Напомним, что, по оценкам Минэкономразвития, общая стоимость
замены ламп накаливания на энергосберегающие лампы составит
до 2014г. около 100 млрд руб. При этом строительство заводов
по утилизации люминесцентных ламп входит в эту сумму.
Документ обязывает органы государственной власти, органы
местного самоуправления, собственников зданий, а также жилых
домов до 1 января 2011г. завершить работу по оснащению зданий
приборами учета энергоресурсов. Жилые, дачные, садовые дома,
которые объединены общими сетями, должны быть оснащены коллективными
приборами учета до 1 января 2012г. Требования по обеспечению
учета энергоресурсов не распространяются на ветхие, аварийные
объекты и объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту
до 1 января 2013г., а также на объекты, мощность потребления
электроэнергии которых составляет менее чем 5 кВт или максимальный
объем потребления тепловой энергии которых составляет менее
чем 0,2 Гкал/час.
Документом определяются также требования к региональным
и местным программам по энергосбережению; требования к энергоэффективности
зданий, строений, сооружений, жилищного фонда; обязанности
проведения энергетического обследования; требования к энергетическому
паспорту и другие.
Отдельная глава закона посвящена господдержке в области
энергосбережения и повышения энергоэффективности. В частности,
предусматривается возможность возмещения части затрат на
уплату процентов по кредитам, займам, полученным в российских
банках на осуществление инвестиционной деятельности, реализацию
инвестиционных проектов в этой области. Также предлагается
возможность софинансирования государством расходных обязательств
субъектов РФ и муниципальных образований в пределах средств,
предусмотренных законом о бюджете на соответствующий финансовый
год.
В связи с принятием закона об энергосбережении и повышении
энергоэффективности вносится ряд изменений в Налоговый кодекс
РФ, Бюджетный кодекс РФ, закон "О бухгалтерском учете"
и другие.
Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен
ст.9.16, предполагающей ответственность за нарушение законодательства
об энергосбережении. Выпуск или ввоз, реализация товара
без включения в техдокументацию информации о классе его
энергоэффективности влекут наложение штрафа на должностных
лиц в размере от 10 до 15 тыс. руб., на лиц, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица, - от 10 до 15 тыс. руб. с конфискацией товаров; на
юридических лиц - от 100 до 150 тыс. руб. с конфискацией
товаров.
Несоблюдение при проектировании, строительстве, реконструкции
зданий требований об оснащении приборами учета энергоресурсов
влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере от
20 до 30 тыс. руб., на лиц, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, - от 40
до 50 тыс. руб.; на юридических лиц - от 500 до 600 тыс.
руб.
Предполагается также наложение штрафов за несоблюдение
сроков проведения обязательного энергетического обследования,
за несоблюдение требования о предоставлении копии энергетического
паспорта в уполномоченный орган исполнительной власти и
др.
|