Человек
и время в эволюционирующем мире.
Бушуев В.В., Голубев В.С.
М.: ЛЕНАНД,
2014. 192 с.
С позиций новой
естественно-гуманитарной науки эргодинамики обсуждается
феномен человека и времени. Эволюционное время рассматривается
как функция структурной энергии. Предложен способ оценки
эволюционного возраста государства. Дано введение в науку
о человеке - человековедение, основанную на естественно-гуманитарном
синтезе. Человек рассматривается как единство биологического,
социального и духовного начал. Его количественная характеристика
- человеческий капитал, являющийся суммой трех составляющих:
витальной (характеристика физического здоровья человека),
интеллектуальной (характеристика как работника) и духовной
(характеристика как носителя нравственности). На этой основе
развивается эргодинамическая модель человека и дается анализ
главных факторов здоровья и долголетия. Раскрывается сущность
гармонического образа жизни. Вводятся понятия витального,
интеллектуального и духовного возраста индивида и предлагается
способ их оценки.
Развитие цивилизации определяется накоплением ее структурной
энергии, а поэтому происходит все более ускоряющимися темпами.
В течение эволюции на смену природно-ресурсному потенциалу
развития приходит воспроизводимый в процессе трудовой и
общественной деятельности социально-производственный и человеческий
капитал.
Анализ современности с позиции человеческого капитала стран
мира показывает, что Россия и мир в целом переживают социогуманитарный
кризис - кризис человека и модели развития. На смену экономико-потребительской
парадигме "время-деньги", где финансовый капитал
является мерилом и потенциалом ускоренной эволюции, доминирующим
становится парадигма "время-человеческий капитал".
Поэтому выход из кризиса - переход на траекторию социогуманитарного
развития. В центре социогуманитарного государства стоит
человек, его гармоничное развитие, преимущественный рост
человеческого капитала - движение к "Человеку Гармоническому".
На смену природно-ресурсному потенциалу развития приходит
воспроизводимый в процессе трудовой и общественной деятельности
социально-производственный и человеческий капитал.
Развито мировоззрение социогуманизма, согласно которому
жизнь - высшая ценность бытия, а гуманитарные ценности приоритетны
по сравнению с материальными. Обсуждается роль социогуманитарного
просвещения. Рассмотрены позитивные человеческие качества.
Смысл жизни трактуется с позиции гармоничного развития человека,
реализации им в уплотняющемся режиме времени своего земного
предназначения.
Человековедение - дисциплина, которую должны изучать все.
В первую же очередь книга предназначена для научных работников,
преподавателей и студентов вузов, специализирующихся в области
человековедения.
|